Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
- предложить пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых. 5
1.1 История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых 5
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 8
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе….. ……………………………………………………………………..10
2. Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых 13
2.1 Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база налога на добычу полезных ископаемых 13
2.2 Налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты……………………………………………. 19
2.3 Особенности исчисления газовой отрасли в РФ 25
3. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая НДПИ пппп.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики.2 Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации.

Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата.

До принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями.

По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком.

Кроме того, законодательство о недропользовании допускает внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ.

С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло.

Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

 

  1. Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых

    1. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база налога на добычу полезных ископаемых

 

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

В отличие от плательщиков других налогов, которые обязаны встать на учет в налоговых организациях по месту своего нахождения, плательщик налога на добычу полезных ископаемых подлежит постановке на налоговый учет в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр по месту нахождения этого участка недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта РФ, на которой расположен участок недр.

Исключение предусмотрено для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые: на континентальном шельфе РФ; в исключительной экономической зоне РФ; за пределами территории РФ, если эта добыча проводится на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств, либо используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Они подлежат постановке на учет по местонахождению организации либо по месту жительства физического лица.

Особенности постановки на учет определяются Министерством Финансов Российской Федерации.

Полезные ископаемые представляют собой минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Налоговым законодательством определены следующие случаи признания и непризнания полезных ископаемых объектами налогообложения по НДПИ.

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

1) полезные  ископаемые, добытые из недр на  территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование;

2) полезные  ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит  отдельному лицензированию;

3) полезные  ископаемые, добытые из недр за  пределами территории РФ, если  эта добыча осуществляется на  территориях, находящихся под юрисдикцией  РФ (а также арендуемых у иностранных  государств или используемых  на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Для правильного установления объекта обложения налогом в ст.337 НК РФ содержится общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.

Добытое полезное ископаемое - это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). То есть это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту Российской Федерации.

Не признаются полезными ископаемыми продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, а именно:

1) общераспространенные  полезные ископаемые и подземные  воды, не числящиеся на государственном  балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем  и используемые им непосредственно  для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные  ископаемые, добытые из недр при  образовании, использовании, реконструкции  и ремонте особо охраняемых  геологических объектов, имеющих  научное, культурное, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов устанавливается Правительством РФ;

4) полезные  ископаемые, извлеченные из собственных  отвалов или отходов горнодобывающего  и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5) дренажные  подземные воды, не учитываемые  на государственном балансе запасов  полезных ископаемых, извлекаемых  при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Полезные ископаемые подразделяются на твердые, жидкие и газообразные. В налоговом законодательстве они сгруппированы по своим физико-химическим свойствам следующим образом:

1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

2) торф;

3) углеводородное сырье: нефть; газовый конденсат; газ природный и горючий  и другие газы;

4) товарные руды черных и цветных металлов, редких, радиоактивных металлов;

5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды;

6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.);

7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8) битуминозные породы (за исключением углеводородного сырья);

9) сырье редких металлов (рассеянных элементов) (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);

12) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов;

14) соль природная и чистый хлористый натрий;

15) подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

16) сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты. Налоговая база на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. 

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. В зависимости от видов добытых полезных ископаемых налоговая база представляет собой стоимостную или физическую (натуральную) характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема прямым или косвенным методом. При прямом методе применяются соответствующие измерительные средства и устройства. При косвенном методе количество добытого полезного ископаемого определяется расчетно по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье. В случае отсутствия возможности определения количества добытых полезных ископаемых прямым методом применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого утверждается в учетной политике для целей налогообложения и используется им в течение всего периода деятельности. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии добычи, применяемой налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.3

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. 

Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации.

Стоимость добытого полезного ископаемого (валовая продукция) определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого  рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, роль и значение в налоговой системе