Характеристика налоговой системы России и направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Анализ постсоветского развития России дает основание говорить, что на протяжении более 15 лет ее налоговая система постоянно реформируется. Это связано не только с изменение общественного строя. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы в интересах разрешения данного противоречия находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема – проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов.На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры.

Оглавление

Введение 3
1. Основы налоговой системы России5
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ5
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации8
2. Перспективы развития налоговой системы РФ 15
2.1.Направления совершенствования налоговой системы РФ 15
2.2.Общая характеристика процесса реформирования налоговой
системы19
2.3.Мониторинг эффективности налоговых льгот 26
2.4. Налоговая политика на современном этапе 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговой системы.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.

Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:9

Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.)

амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб. (налог на прибыль организаций);

налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других - 176 млрд. руб.;

предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, - 51 млрд. руб.;

ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.

Инновационная деятельность (12,2 млрд. руб.)

освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5 - 0,5 млрд. руб.

Отраслевое развитие (252 млрд. руб.)

льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) - 134 млрд. руб.;

нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей - 15 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг, - 41 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд. руб.

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности.

При этом также проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

 

2.4 Налоговая политика на современном этапе

Правительством РФ 02.05.2012 были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.

В 3-летней перспективе 2013 - 2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжает оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.10

В части мер налогового стимулирования планируется:

  1)Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала. Предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов).

   2) Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

    3) Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса. С 01.01.2013 введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

  4) Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Предполагается введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров (для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов), что позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов.

В отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемого при добыче углеводородного сырья, будет продолжена работа по повышению уровня налогообложения добычи природного газа путем установления порядка исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа в зависимости от изменения цен на газ.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, предполагаются следующие изменения:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового администрирования.

7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

           В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.  
             Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие: 
  - Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени.

- Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

Список использованной литературы

 

  1. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
  3. И.М.Александров Налоги и налогообложение: учебник. М.2006 
  4. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002.
  5. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.
  6. Статья: Перспективы бюджетной и налоговой политики на 2013 год (Орлова О.Е.) «Руководитель автономного учреждения» 2012г.№10
  7. Бухгалтерские вести 25 января 2011 г.  «Развитие налоговой системы в России» автор Соловьев В.
  8. Финансы регионов № 2 (30) 2012год «Некоторые актуальные проблемы налоговой системы России» Шогенов А.А.
  9. Финансовая газета январь 2011г. «Макроэкономические эффекты налоговых реформ в России» Е.Пенухина
  10. Анализ налоговой реформы в России//Инвестиции в России. – 2009. - № 4.
  11. Починок А.П. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению [Текст] / А.Починок // Право.- 2009.- №2.- С. 8-15
  12. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения  [Текст] / Д.Черник. М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.
  13. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Документ представлен КонсультантПлюс дата сохранения 16.01.2013

1 И.М.Александров Налоги и налогообложение: учебник. М.2006 с.25

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

 

4 И.М.Александров Налоги и налогообложение: учебник. М.2006  с.58

5 И.М.Александров Налоги и налогообложение: учебник. М.2006  с.59

 

6 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128

 

7 Финансовая газета январь 2011г. «Макроэкономические эффекты налоговых реформ в России» Е.Пенухина

 

8 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Документ представлен КонсультантПлюс дата сохранения 16.01.2013

 

9 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Документ представлен КонсультантПлюс дата сохранения 16.01.2013

 

10 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Документ представлен КонсультантПлюс дата сохранения 16.01.2013

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика налоговой системы России и направления ее развития