Характеристика современной налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является анализирование теоретического содержания налоговой системы Российской Федерации и ее сравнение с зарубежными странами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение налогов, рассмотреть структуру налоговой системы, выявить тенденции развития норм о налоговой системе в российском законодательстве с учетом опыта других стран.

Объектом исследования является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Экономическое содержание и значение налогов……………………………..5

2. Принципы построения налоговой системы РФ……………………………….9

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений..15

4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными

странами и перспективы ее развития..…………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список используемой литературы……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

       Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Экономическое содержание и значение налогов……………………………..5

2. Принципы построения налоговой системы РФ……………………………….9

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений..15

4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными  

    странами и перспективы ее развития..…………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список  используемой литературы……………………………………………….28

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   

                                   Введение

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

     Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

       В современном цивилизованном  обществе налоги – основная  форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

     Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что в условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

       Целью данной исследовательской работы является анализирование теоретического содержания налоговой системы Российской Федерации и ее сравнение с зарубежными странами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение налогов, рассмотреть структуру налоговой системы, выявить тенденции развития норм о налоговой системе в российском законодательстве с учетом опыта других стран.

       Объектом  исследования является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

       Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

       Основным  источником получения информации послужили  учебные пособия отечественных  ученых, энциклопедии, журнальные и  газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.

       Данная  курсовая работа структурно представлена из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 

         
 
 
 
 
 

       1. Экономическое содержание и значение налогов

       Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

       В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

       В настоящее время для реформируемой  России более чем актуальна мысль редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства».

       Под налогами понимаются обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1 Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах: 
       1) обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принудительный характер; 
       2) индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; 
       3) безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы; 
       4) отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

       Таким образом, налог - это обязательный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

       Более полно социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о названии и количестве функций.

       Из  основного назначения налога как  инструмента обеспечения государства  денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Распределительная функция налогов, выражает их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

       Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль движения финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление данной функции налогов, проявляется в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

       Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

    Одной из основных функций налогов является регулирующая функция, без которой в экономике нельзя обойтись.   Рыночная экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно. 

    Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования, ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

       Применение  всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики.

       В зависимости от механизма изъятия  различают прямые (подоходные, преимущественные, ресурсные др.) и косвенные (на обращение и потребление) налоги. Первые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

       Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи, включенные в цену товара или  услуги, значительную часть из которых образуют акцизы. Они переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

       Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

       Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

       В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 
 
 
 
 
 

            2. Принципы построения налоговой системы РФ

                 Налоговая система РФ была создана в 1991-1992 гг., при принятии Верховным Советом Российской Федерации пакета законопроектов об отдельных видах налогов.

       Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

       Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом2, в основу которых были положены следующие четыре «правила» («максимы»):

  1. Налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  2. Размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  3. Время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;

     4)  Каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

       Дальнейшее  развитие идей Смита, их адаптации к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Информация о работе Характеристика современной налоговой системы России