Характеристика современной налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является анализирование теоретического содержания налоговой системы Российской Федерации и ее сравнение с зарубежными странами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение налогов, рассмотреть структуру налоговой системы, выявить тенденции развития норм о налоговой системе в российском законодательстве с учетом опыта других стран.

Объектом исследования является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Экономическое содержание и значение налогов……………………………..5

2. Принципы построения налоговой системы РФ……………………………….9

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений..15

4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными

странами и перспективы ее развития..…………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список используемой литературы……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

       Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 32,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,7%, налога на доходы физических лиц - 19,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 11,6%. Данные представлены в Таблица 2 Приложение 2.

       Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов. 
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. Современная налоговая система РФ в сравнении с

       зарубежными странами и перспективы ее развития

           Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика.

       За  последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций – до 24%, НДС – до 18% НДФЛ – до 13%, ЕСН – до 26%).

       В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

       Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных  налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности, а  также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

       Однако, российской налоговой системе присущи  следующие недостатки: фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства; значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организации преступности.

       Отдельно  следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

         Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала.

       Представляет  интерес сравнительный анализ структуры  налогового бремени в России и в зарубежных государствах. Так, например, налог на прибыль в развитых странах колеблется в пределах 30-40% (в России – 24%); НДС – 10-20% (в России – 18%); социальный налог с работодателей – от 8 до 40% (в России – 26%); подоходный налог – с 30 до 60% (в России – 13% с плоской шкалой).

       По своим внешним параметрам и составу налогов российская система налогообложения в значительной степени копирует западные модели, а там налоги отнюдь не рассматриваются как фактор подавления рыночной активности граждан и организаций. В чем же причины такого расхождения?

       Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, сравнить экономическую ситуацию в  России и в странах Запада и, во-вторых, обратить внимание на те черты и  особенности налоговой политики в западных странах, которые, видимо, ускользнули от внимания тех, кто готовил налоговое законодательство России.

       Не  требует особых доказательств тот  факт, что одни и те же виды налогов  по-разному проявляют себя в различных  экономических условиях и для разных экономических субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс населения, получающий доходы в основном легальными путями – большей частью в виде зарплаты, перечисляемой безналичным путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стран доходы населения относительно стабильно растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов оправданы ситуацией и функционально используются властями как средство «охлаждения» рынка и сокращение избыточного спроса.

       Действительно, в ряде западных государств налоговая  система ориентирована на налогообложение  личных доходов граждан. Распределение  общественного продукта происходит на Западе таким образом, что основная его масса поступает непосредственно в руки частных лиц, и уже потом из этих сумм получают свои доходы и финансовые структуры, и сектор услуг, и государство – в виде соответствующих налоговых поступлений.

       В России же в результате последовательных налоговых изменений, как было показано выше, доходы рядового наемного работника оказались «урезанными» на 60–70% сверх уже удержанных подоходных налогов.  
Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды, НДС плюс акцизы и таможенные пошлины. Только в пенсионные фонды переводится до четверти от суммы выплачиваемой зарплаты, что выглядит полным абсурдом для мужской части населения России: средняя продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они просто не доживают до пенсии, за которую платят всю жизнь. Для сравнения в Западной Европе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15–20% при средней продолжительности жизни населения 70 лет.

       Другим  важнейшим принципом западной налоговой  системы, который тоже игнорируется в России, является приоритет производства перед интересами бюджета (и представляющего его налогового ведомства). Если же учесть, что производство в этих странах находится в основном в частных руках, а бюджетом распоряжается правительство, то это означает приоритет фундаментальных частных интересов над текущими интересами исполнительной власти.

       Для общества в целом гораздо важнее обеспечить устойчивость и поступательность развития национального производства, чем сохранить у власти то или  иное правительство. В странах, прошедших стимулирующие налоговые реформы, этот принцип выражен в бессрочных «налоговых каникулах» для капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем.

       Снижение  налогового бремени должно сопровождаться, в том числе, и снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием «социальной» и «регулирующей» функции налогов, а не «фискальной».

       Следует отметить, что, несмотря на то, что налоговый  контроль и налоговое администрирование  в Российской Федерации с каждым годом улучшаются, многие потенциальные налогоплательщики, вовлеченные в сферу «теневой экономики», либо не платят налогов вообще, либо платят их в существенно меньших размерах, чем предписывает законодательство. Это приводит к несправедливости налоговой системы и низкому уровню ее нейтральности. Причем процесс уклонения от налогов вследствие возникновения негативного отбора носит самоподдерживающийся характер: добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов.

       Таким образом, неспособность государства  на протяжении многих лет решать назревшие  проблемы создания справедливой налоговой  системы и реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков стала одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России.

         На сегодняшний день проводятся  меры по усовершенствованию налоговой системы, и наиболее важным мероприятием служит принятие  «Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 23.06.08г. Согласно данному документу основные меры налоговой политики должны реализовываться уже с 2009 года.

       Нужно  установить равные условия для различных организаций при применении освобождения от налогообложения НДС социально значимых услуг. Оправдано и расширение перечня освобождений от налогообложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.

       Требуется учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведённые  расходы на цели образования с  учётом потребности работодателя в  квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организация.

       Одновременно  соответствующие доходы граждан  в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения  налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах.

       Помимо  уже предусмотренных Налоговым  кодексом Российской Федерации изменений, касающихся увеличения до 120 тыс. рублей в год социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, направляемые на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также освобождения от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан, следует применять освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц при направлении благотворительными организациями средств на нужды социально незащищённых слоев населения.

       Следует распространить на опекунов и попечителей  установленные для родителей  условия применения социального  налогового вычета на оплату лечения подопечных, увеличить не менее чем в два раза предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета на доходы физических лиц.

       Требуется либерализация амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования, и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

       Необходимо  совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

       Должен  быть чётко определён порядок  налогообложения налогом на имущество  организаций, налогом на добавленную  стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессионным соглашениям.

       В целях стабилизации добычи нефти  необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчёте налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.

       Особое  внимание необходимо уделить повышению  качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному  исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

       Распределение суммы налога на прибыль консолидированного налогоплательщика между субъектами Российской Федерации должно быть справедливым, осуществляться в порядке, аналогичном порядку распределения суммы от взимания налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами.

       Целесообразно внедрить механизмы по противодействию  использованию соглашений об избежании  двойного налогообложения в целях минимизации налогов при  осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Информация о работе Характеристика современной налоговой системы России