Характеристика современной налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является анализирование теоретического содержания налоговой системы Российской Федерации и ее сравнение с зарубежными странами. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность и значение налогов, рассмотреть структуру налоговой системы, выявить тенденции развития норм о налоговой системе в российском законодательстве с учетом опыта других стран.

Объектом исследования является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

1. Экономическое содержание и значение налогов……………………………..5

2. Принципы построения налоговой системы РФ……………………………….9

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии налоговых правоотношений..15

4. Современная налоговая система РФ в сравнении с зарубежными

странами и перспективы ее развития..…………………………………..…….19

Заключение………………………………………………………………………...26

Список используемой литературы……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

       Начнем  с трех главных принципов, которым  должны удовлетворять любые современные  формы налога: определенность, эффективность, справедливость.

       Определенность  в понимании А. Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в  отношении:

       а) лиц, которые должны платить этот налог;

       б) лица или учреждения, которому или  в которое этот налог должен быть внесен;

       в) срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

       г) твердой определенности той суммы (или ставки дохода, имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

       Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога.

       Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых условий и ограничений  при уплате налогов, которые оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков.

       В настоящее время принцип "эффективности" должен пониматься значительно шире.3

       Во-первых, должны учитываться не только расходы  государства на сбор налогов, но и  затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена А. Смита эти затраты для граждан были минимальными, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.

       Во-вторых, следует учитывать, что расходы  налоговых органов в связи  с взиманием ими налогов также  непрерывно растут в связи с усложнением  налогового законодательства, увеличением  затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичными и более дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

       Под справедливостью налога А. Смит понимал  строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина (например, "подушевая раскладка налога"). Заслуга А. Смита состоит в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода (имущества). Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В то время это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб, пиво и т.д.) получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место. В настоящее время идея "налоговой справедливости" продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.4

       Кроме этих ставших уже классическими  норм, современная практика налогообложения  выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделим следующие:

       1) запрет на введение налога  без закона;

       2) запрет двойного взимания налога;

       3) запрет налогообложения факторов  производства;

       4) запрет необоснованной налоговой  дискриминации.

       Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

       Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может  облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

       Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

       Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого же предприятия.

       Труд  как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением  не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для данной страны стоимость воспроизводства рабочей силы. На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий, которые некоторыми учеными квалифицируются как некий род "отрицательных" налогов.

       Наконец, последний запрет касается в основном международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

       Таким образом, семь (включая первые принципы А. Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Так, в США в период рузвельтовского "нового курса" налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался даже вопрос о введении временного 100%-го налога на особо крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили, подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

       Таким образом, для обеспечения стабильного  развития всякая страна должна учитывать  и строго соблюдать все вышеперечисленные  базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначное толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

       Сформулированные  принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Налоговый кодекс РФ и его роль в развитии

                          налоговых правоотношений

       Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает большую часть поступлений  в федеральный бюджет.

       Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого  вступила в силу с 1 января 1999 года (вторая - с 1 января 2001 года). Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

       Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризуется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Гражданским Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

       Налоговый кодекс призван решать следующие  задачи:

         1) Построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;

  1. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства;
  2. Формирование единой налоговой правовой базы;
  3. Совершенствование ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков через регламентацию процедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение механизмов уплаты налогов, снижение размера пени и штрафов – с другой;
  4. Развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  5. Снижение общего налогового бремени, введение исчерпывающего числа налогов (18); при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается так же поэтапный ввод ряда налогов (с принятием соответствующих законов).

         Структура налоговой системы России в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает следующие виды налогов сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

       В соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено.

       К ним относятся следующие налоги5: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций (НПО), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объемами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Так применяются следующие специальные налоговые режимы6: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

       Специальные налоговые режимы предусматривают  освобождение налогоплательщиков от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

       Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. 

       К региональным налогам относятся7: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

       Местными  налогами признаются налоги, установленные настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

       Местные налоги подразделяются на земельный  налог и налог на имущество физических лиц.

       По  оперативным данным8 Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3764,0 млрд. рублей, что на 25,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 446,7 млрд. рублей и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 17,9%. Соотношение разных форм налоговых поступлений и других доходов по федеральному бюджету за 2007-2008 гг. отражено в таблица 1 приложения 1.

Информация о работе Характеристика современной налоговой системы России