Характеристика налоговой системы России и направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Анализ постсоветского развития России дает основание говорить, что на протяжении более 15 лет ее налоговая система постоянно реформируется. Это связано не только с изменение общественного строя. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы в интересах разрешения данного противоречия находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема – проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов.На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры.

Оглавление

Введение 3
1. Основы налоговой системы России5
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ5
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации8
2. Перспективы развития налоговой системы РФ 15
2.1.Направления совершенствования налоговой системы РФ 15
2.2.Общая характеристика процесса реформирования налоговой
системы19
2.3.Мониторинг эффективности налоговых льгот 26
2.4. Налоговая политика на современном этапе 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговой системы.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

8) одним из важных направлений  совершенствования налоговой системы  является совершенствование налогового  документооборота – необходимо  интенсивное и расширенное внедрение  электронных процессов с целью  упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения  решений – определенные шаги  в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков  появилась возможность сдавать  налоговую отчетность по электронной  почте.

9) введение инвестиционных льгот  по налогу на прибыль – с  принятием главы 25 НК РФ была  отменена льгота, которая исключала  из налогообложения доходы, направляемые  на инвестиции хозяйствующих  субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли  на развитие, модернизацию, закупку  оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую  налогообложению. Во всех же цивилизованных  странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после  введения 25 Главы НК РФ собственные  инвестиций предприятий снизились  примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно  сказывается на развитии хозяйствующих  субъектов, поскольку именно инвестиции  традиционно являются главным  источником развития предприятий. На наш взгляд, налоговое законодательство  должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие  народного хозяйства, предоставлять  хозяйствующим субъектам через  экономию на налогах дополнительные  средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций  государственного регулирования. При  том, что в стране провозглашается  политика привлечения иностранных  инвестиций, инвестиционная активность  отечественных предпринимателей  по каким-то причинам через  систему налогового законодательства  не стимулируется. Поэтому возврат  к налоговым льготам по налогу  на прибыль представляется, по  моему мнению, необходимым шагом.

10) налоговой системе РФ нужна  целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти  должны четко сформулировать  цель экономического развития  страны, а уже затем для ее  реализации определять необходимый  набор инструментов, одним из  которых являются налоги.

11) необходимо пересмотреть пропорции  соотношения налоговых доходов  федерального и региональных  бюджетов. Пока что, большая часть  налогов поступает в федеральный  бюджет, что сильно ограничивает  финансовую базу региональных  и местных бюджетов и ставит  их в зависимость от федерального  бюджета.

2.2.Общая характеристика  процесса реформирования налоговой  системы

За последние десять лет развития налоговой системы прошло три крупных этапа.

На первом этапе (2001-2003гг) в итоге принятия основных глав Второй части Налогового кодекса была, в основном, выстроена ныне действующая модель налоговой системы.

Ее основными чертами стали:

- фискальная ориентация (основное внимание обращалось  на выполнение фискальной функции  налоговой системы – обеспечение  наполнения бюджета - в ущерб перераспределительной и стимулирующей);

- основа – налоги на  корпоративный сектор при умеренной  роли налогообложения физических  лиц;

- отмена наиболее обременяющих  «оборотных налогов» и дублирующих  налогов (акцизы на газ и нефть  – и НДПИ и экспортные пошлины  на соответствующие продукты);

- высокий удельный вес  налогов на товары (НДС, акцизы) и  НДПИ, устойчивых к изменению  внешнеэкономической конъюнктуры;

- максимальная унификация  налоговых режимов, отмена налоговых  льгот (самое сильное действие  – отмена инвестиционной налоговой  льготы по  налогу на прибыль).

Несмотря на то, что в ходе данного этапа реформы и удалось добиться основной части поставленных задач – налоговая система действительно упростилась, а собираемость системообразующих налогов увеличилась, - выявилась ее наиболее серьезная негативная черта – негативное влияние на инвестиционную активность компаний, связанное с отказом от налоговых льгот (прежде всего, инвестиционный – на что указывал ряд опросов компаний).

Второй этап начался в 2004 г. и продолжался вплоть до 2008 г.

Основная идея – общее стимулирование деловой активности компаний через снижение налоговой нагрузки и введение мер, направленных на поддержку инвестиционной активности.

Соответственно, в течение ряда лет удавалось постепенно снижать налоговую нагрузку на бизнес. То, что при этом удалось не допустить сжатия финансовых ресурсов государства (и даже обеспечить бюджетный профицит), связано с ростом цен на нефть, эффект от которых в значительной мере улавливался в бюджете (см графики 1-2)7. Соответственно, уровень налогов на сырьевой сектор возрос с 2.1% ВВП в 2003 г. – до 11.1% ВВП в 2008 г. Еще более пункта ВВП ( с 3.2% ВВП с 2003 до 4.4% ВВП см. график 2) принесло расширение налогов на импорт, связанное с его экспансий на рынке.

График 2. Изменение структуры налоговой нагрузки на различных этапах реформирования налоговой системы (% ВВП)

Ключевые направления действий на втором этапе реформирования

- снижение налоговых ставок (НДС с 20 до 18%, ЕСН с 35.6% до 26%) и  отмена «дублирующих» налогов (налог  с продаж).

- меры дополнительно стимулирующих  инвестиционную активность компаний (компенсация отмененной в 2001 г  инвестиционной льготы по налогу на прибыль), прежде всего, введение амортизационной премии и изменение порядка вычета НДС по капитальному строительству.

- отдельные меры, направленные  на стимулирование инновационного  процесса и инвестиций в НИОКР, включая расширение перечня расходов  на НИОКР, не включаемых в налоговую  базу и расширение перечня  операций, связанных с созданием  высокотехнологичной продукции  не облагаемых НДС.

В целом, поддержать инвестиционную активность компании удалось. Однако, качество этих инвестиций, их инновационное наполнение были низкими. Качество и технологический уровень российской продукции осталось недостаточным, позиции российских производителей на внутренних и внешних рынках продукции обрабатывающих отраслей не улучшились.

Идея третьего этапа реформы, начавшегося с 2009 г. состояла в постепенном усилении элементов стимулирующей налоговой политики, сфокусированной на поддержке инновационной деятельности, высокотехнологичных производств и стимулировании процесса модернизации в целом.

В силу известных факторов, связанных с развитием экономического кризиса, на эти меры наложились дополнительные действия имеющих антикризисный характер.

Основными направлениями действий в налоговой сфере стали:

- дальнейшее смягчение  амортизационной политики, стимулирующее  инвестиции в основной капитал  и одновременно, поддерживающее  оборотные средства компаний  в условиях экономического кризиса.

- снижение ставки налога  на прибыль, поддерживающее рентабельность  и оборотные средства компаний.

- дополнительное стимулирование  технологического перевооружения  компаний через отмену НДС  на ряд видов инвестиционного  оборудования.

- поддержка доходов нефтяной  отрасли в условиях падения  мировых цен и дополнительная  поддержка нефтедобычи в особых  условиях (выработанные месторождения, северные районы, континентальный  шлейф и др.) через снижение  НДПИ и установление особых  режимов НДПИ для добычи в  особых условиях. 

- в целях реализации демографической и социальной политики в сфере поддержки семей, имеющих детей, увеличен до 3 000 рублей размер стандартного налогового вычета для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, а также на каждого ребенка-инвалида.

-был предусмотрен специальный механизм переноса на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, остатка имущественного налогового вычета для пенсионеров, не имеющих доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов.

В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2005 - 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет снизилась с 36,5% ВВП в 2005 году до 35,6% ВВП по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

 

Таблица 18

 

Доходы бюджета расширенного правительства Российской

Федерации в 2005 - 2011 гг. (% ВВП)

 

 

                │  2005  │ 2006  │  2007  │ 2008 │  2009  │ 2010  │  2011  │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│  Доходы всего │ 39,70% │39,48% │ 40,21% │39,17%│ 35,04% │35,50% │ 38,37% │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│Налоговые дохо-│ 36,45% │36,13% │ 36,61% │36,15%│ 31,00% │32,13% │ 35,61% │

│ды и платежи  │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│   в том числе │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│Налог на прибыль 6,17%  │ 6,21% │ 6,53%  │6,09% │ 3,26%  │ 3,93% │ 4,18%  │

│организии      │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│Налог на доходы│ 3,27%  │ 3,46% │ 3,81%  │4,04% │ 4,29%  │ 3,96% │ 3,67%  │

│физических лиц │        │       │        │      │        │       │        │

────────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│Налог на добав.│ 6,81%  │ 5,61% │ 6,80%  │5,17% │ 5,28%  │ 5,53% │ 5,98%  │

│стоимость      │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│  Акцизы       │ 1,17%  │ 1,01% │ 0,95%  │0,85% │ 0,89%  │ 1,04% │ 1,20%  │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

 Таможенные пошл. 7,59%  │ 8,38% │ 7,06%  │8,51% │ 6,52%  │ 6,91% │ 8,38%  │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│  Налог на добы│ 4,21%  │ 4,32% │ 3,60%  │4,14% │ 2,72%  │ 3,11% │ 3,76%  │

│полезных ископ │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│  Единый социал. 5,45%  │ 5,35% │ 5,96%  │5,52% │ 5,93%  │ 5,48% │ 6,49%  │

│налог и страх. │        │       │        │      │        │       │        │

│взносы        │        │       │        │      │        │       │        │

├───────────────┼────────┼───────┼────────┼──────┼────────┼───────┼────────┤

│  Прочие налоги│ 1,77%  │ 1,79% │ 1,90%  │1,84% │ 2,11%  │ 2,16% │ 1,96%  │

│сборы <*>     │        │       │        │      │        │       │        │

└───────────────┴────────┴───────┴────────┴──────┴────────┴───────┴───────

 

-------------------------------

<*> Налоги на совокупный  доход, налоги на имущество, платежи  за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная  пошлина.

 

 

 

 

2.3 Мониторинг  эффективности налоговых льгот

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Характеристика налоговой системы России и направления ее развития