Удмуртский фольклор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Ведущее место в удмуртском фольклоре занимает песня. Об устойчивых традициях песенного творчества говорит их многоголосие. Петь, по представлениям удмуртов, должен уметь каждый, кто научился говорить. Человека, не умеющего петь, насмешливо называют паллян кырӟась, т.е. поющий влево, уводящий мелодию. Но в то же время человек, выделяющийся искусством пения, по народным представлениям, не может быть счастливым. "С детства в пении искусен, видно, буду несчастливым" — поется в одной из песен.
Песня сопровождала удмурта всю жизнь, от рождения до смерти.

Файлы: 1 файл

УДМУРТЫ.docx

— 134.03 Кб (Скачать)

В сиротских песнях наиболее часто встречаются символы, соотносящиеся с образом родителей. Это «шунды» (солнце) из небесных светил, «узы-боры» (клубника) из растительного мира, «зарни» (золото) и «азвесь» (серебро) из царства ископаемых и « кикы » (кукушка) из животного мира.

Образ родителей  всегда связан с достатком, с семьёй, со счастливой жизнью. У сироты их нет, и потому всегда и везде ему  свойственно ощущение дискомфорта: Чык- чык шуоз ӵуж уӵыпи Чык-чык пропоет птенчик соловья, Пуксен ньӧрыз векчиысь. Что сидит на тоненькой веточке. Ой-ой, шуоз куанер нылпи Ой-ой, скажет несчастный ребенок, Улон интыез ӟоскытысъ. Что живет он в тесноте. Чык- чык шуоз ӵуж уӵыпи Чык-чык пропоет птенчик соловья, Пуксен ньӧрыз векчиысъ. Что сидит на тоненькой веточке. Ой-ой, шуоз куанер нылпи Ой-ой, скажет несчастный ребенок, Улон интыез ӟоскытысъ. Что живет он в тесноте.

Символами одиночества  и тоски являются «ӵуж сяська» (жёлтый цветок), «тюрагай» (жаворонок), «уӵы» (соловей), «тӧдьы кызьпу» (белая берёза), «кикы» (кукушка), «лулпу» (ольха). Тоска является настойчивым требованием, мучительной, активной пустотой, про которую подчас можно просто забыть, но которую  никогда нельзя преодолеть силой  воли. Герой не может избавиться от тоски, от чувства одиночества[28].

 

См. также

Музыкально-песенный фольклор

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Традиционные удмуртские музыкальные  инструменты – самое выразительное  и самобытное явление в национальном искусстве. Они имели широкое  распространение в исторически  обозримом прошлом и сохранили  общие черты с инструментами  финно-угорских народов Поволжья и  Приуралья.

Удмурты использовали в своей практике более 20 инструментов. Им приписывались магические свойства, способность воздействовать на стихийные  силы природы, зверей, людей, взывать  к Всевышнему[29].

Первые музыкальные  инструменты удмуртов имели не собственно музыкальную, а сугубо сигнальную, магическую функции. Это охотничьи пищики-манки, свистки, вращающиеся деревянные трещотки, широко употреблявшиеся в обряде ряжения и изгнания шайтанов, чертей и всякой нечисти. Со временем эти простейшие инструменты приобрели и эстетическую функцию: умельцы выводили на них несложные мелодии.

Свои инструменты  удмурты изготовляли из различных  подручных материалов: из полых костей птиц и животных, гусиных перьев, полых стеблей растений, обожженной глины, древесины, рога, бересты[30].

По способу звукоизвлечения  можно выделить следующие группы музыкальных инструментов удмуртов: духовые (пеллян, узьыгумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган, быз, тутэктон); струнные (крезь, быдзым крезь, домбро крезь, балай, бандурка, куско крезь, гудок); ударные (барабан, бубен, тангыра).

Духовые инструменты

Чипсон

Развитие удмуртских духовых инструментов шло, видимо, по пути освоения различных  материалов, применяемых при их изготовлении (что давало разнообразную окраску  звуку), – это полые стебли травянистых  растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья, кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина. Со временем совершенствовалась и конструкция: появлялись свистковые вырезы, отверстия, продольные прорези-щели, мундштуки.

Функции духовых  инструментов были разными. Популярностью  пользовался духовой инструмент небольших размеров (50–70 мм в длину) из веток липы – чипсон – свистулька, свирель, манок. Глагольная форма чипсыны (разливаться трелью, кричать – о птицах) уточняет назначение инструмента и несколько раскрывает характер его звучания. Делали чипсон из коры, вырезая на ней зарубку и вставляя деревянную пробку с щелью для прохождения воздуха при вдувании.

Узьыгумы (удм. гумы – стебель растения) – продольная флейта из дудника со свистковым вырезом, но без игровых отверстий. Длина – около 500 мм. При игре инструмент держат вертикально, поднося губы к косому срезу и регулируя высоту звука губным аппаратом и перекрытием пальцами правой руки нижнего выходного отверстия. Характер звука флейтовый, светлый, со свистящим, шипящим эффектом.

Тутэктон – пастуший рожок из бересты или жести, состоящий из конусообразной трубки длиной в 200 мм и мундштука. Имел несколько разновидностей. Звук у тутэктона сильный, немного резкий.

Чипчирган (удм. чипчирган, близкое чипсыны, – свистеть, разливаться трелью) – древний удмуртский духовой музыкальный инструмент кустарного производства. Состоит из полой трубки – стебля растения какалия копьевидная – длиной от 1000 до 2000 мм, заканчивающейся коническим раструбом из бересты. Мундштук и игровые отверстия отсутствуют. Звук извлекается не вдуванием, а втягиванием воздуха в инструмент при большом напряжении губного аппарата. Характер звучания светлый, несколько свистящий. Инструментальные наигрыши исполняются в традициях охотничьих сигналов и содержат элементы подражания голосам птиц. Удмуртская мифология приписывала чипчиргану магические свойства. Легенда рассказывает о похищении чипчиргана владыкой подземного царства Пери (что равносильно потере народом своего голоса, свободы) и о борьбе за чипчирган удмуртских героев Юбера и Туганая.

Несколько разновидностей имел шулан. Название обобщенное: свист, посвистывание. Глагольная форма шуланы – свистеть, шуласа кырӟаны – насвистывать песню, кылӥське шулам – слышится свист. Одна из разновидностей – сюй шулан – глиняный свисток: глобулярный (сосудный) флейтовый инструмент в виде утки с отверстиями по бокам, закрывая и открывая которые можно получить звуки различной высоты.

К духовым инструментам относится и быз, или кубыз  – волынка. Удмуртская волынка делается из телячьей кожи. Ее шьют как мешок: к нижнему концу прикрепляют  в виде рупора деревянный рог и  раструб, в середину вставляется  дудочка с ладами, а в верхний  конец – трубочка, в которую  дует исполнитель. Этот инструмент был  распространен преимущественно  в северных районах Удмуртии.

 

Струнные инструменты

Удмуртский кубыз

Струнные инструменты были известны удмуртам тоже, вероятно, с древних  времен.

Крезь (удм. пение, напев; крезьгур – мелодия) – струнный щипковый инструмент. Имеет корпус из еловых досок в виде полукруга длиной у основания до 830 мм, с небольшими выступами на концах и выемкой в середине. От 14 до 24-32-38 жильных струн натянуты между фигурным деревянным струнодержателем и колками. Есть внутренние резонирующие струны, натянутые внутри корпуса для улучшения качества звучания (резонирующие струны встречаются не во всех инструментах).

Удмуртские гусли  – крезь – имеют две разновидности: простые гусли (крезь) и великие  гусли (быдӟым крезь). Характер звучания светлый, чистый. При игре инструмент держат на коленях полукружием к  себе, правой рукой играют мелодию, левой – басы. Крезь существовал  в Удмуртии как бытовой и культовый  инструмент. Как бытовой звучал на свадьбах, во время календарных праздников (после «официальной» части, когда  водили хороводы), затем повседневно. Как культовый инструмент быдӟым крезь звучал во время общественных молений, ритуальных танцев, молебных напевов – например, "мелодии  небесной росы" (инву утчан гур). Гусляр (крезьчи) участвовал в выборе хранителей Великого святилища, жрецов и других служителей языческого культа. Древняя  история крезя изучена недостаточно, археологических находок не существует, в то же время инструменты этого  типа характерны для многих финно-угорских народов, воспеты в песнях, эпосе, традиции их использования в религиозной  обрядности восходят к периоду древнеуральской  языковой общности.

Кубыз – трехструнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет корпус, близкий современной европейской скрипке, смычок из конского волоса, квинтовую настройку струн. Во время игры инструмент держат на коленях вертикально. В настоящее время встречается редко.

 

Ударные инструменты

Ударный инструмент

В народном быту удмуртов использовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряжения (пӧртмаськон), требовавшего большого шумового оформления и особых песен. Тогда применялись рожденные народной фантазией инструменты в виде ложек, чугунных заслонок, бубнов и трещоток.

Бубен (удм. бубень) – ударный инструмент древнего происхождения. Его национальные разновидности были у многих, в частности финно-угорских, тюркских, славянских, народов. Дореволюционные исследователи описывали бубен так: «Продолговато-круглый, длиною до трех футов, вышиною в пядень. Обод из ракитника с одной только стороны обтянут кожею, а с другой – место полое, с поперечной перекладиной, которая служит рукояткою». Бубен издавал один звук, гулкий, сильный, резкий. Его высота зависела от размеров корпуса. Существовала и другая разновидность бубна, у которого полая внутренняя сторона обвешивалась металлическими колечками, пластинками и т. д.

Своеобразный ударный  инструмент – тангыра – сооружалась в лесу. К стволам двух близко стоящих елей в двух метрах от земли прикреплялся шест, к нему подвешивались три тюльки разной длины и толщины, неодинаковые по тону звучания. Играли на тангыре обеими руками путем постукивания.

Помимо бубна  и тангыры в быту использовались и другие ударные инструменты, например трещотка – такыртон. Удмуртская трещотка основана на р


Информация о работе Удмуртский фольклор