Музыкальное образованиев системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

представлены основные вопросы, касающиеся музыки и ее преподавания

Файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Изучая и сравнивая  проявления бессознательного в области  мифов, сновидений, состояний транса, гипноза, медитации, творческих озарениях, Юнг обнаружил повторяющиеся образы и сюжеты, имеющие между собой глубинное родство. Эти образы и сюжеты возникали в далеких друг от друга культурах, имеющих разный уклад в традиции.

Первообразы, находящиеся  в коллективном бессознательном разных народов, Юнг назвал архетипами. Они несут в себе определенные смыслы, которые всплывают в сознании при особых его состояниях. Согласно Юнгу, основные архетипы, коренящиеся в коллективном бессознательном, это:

Дитя, символизирующее  спонтанность, непредсказуемость. Этот архетип имеет высокую внутреннюю энергетику, он включает в себя свободу выбора, эгоцентризм, непосредственность.

Герой – выражает стремление к свободе и независимости, преодоление  всяческих преград. У героя нет  иного выбора, кроме как прямолинейного движения к цели.

Анима – символизирует  потребность в сочувствии, удовольствии, признании. Имеет тягу к нарциссизму  и гедонизму.

Мать – олицетворение  альтруистического начала в личности. Архетип включает в себя также  чувство единения с природой и растворения в ней вплоть до потери собственного «Я».

Старик – выражает умудренность опытом, знание норм, правил, социальных предписаний и интеллектуальных ограничений.

Круг – выражает единство сознательных и бессознательных  сфер психики, упорядоченность целостности психики в самой себе. В различных культурах этот архетип изображается в виде колеса, круга, диска, или особых рисунков, которые на Востоке называют «мандала».

Каждый из перечисленных  архетипов несет в себе определенное эмоциональное содержание, которое может быть выражено средствами музыки.

Как полагает А.В. Торопова, детально изучившая эту проблему в диссертационном исследовании «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» (М., 1995), «источником  порождения смыслов при восприятии музыки правомерно считать бессознательные структуры психики «архетипы», резонирующие с архетипическими аналогами музыкального языка... Архетипические символы преломляются в индивидуальном бессознательном восприятии музыки в виде специфических паттернов (образцов. – В.П.) переживаний».

В субъективном переживании  резонанс с коллективным бессознательным  достигается через соответствующее  использование средства музыкального выражения – мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и агогики, регистра и тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения.

 

Как отмечает исследователь, «Собственно акт бессознательного восприятия музыки есть акт резонанса  между психическими возможностями  восприятия слушателя и музыкальным воплощением, также отражающим индивидуальные возможности – композитора и исполнителей – в разворачивании смысла. Диагностика в данном случае опирается на факт резонанса. Регистрация данного факта возможна путем наблюдения и анализа проекции личности в различных ее проявлениях при музыкально-педагогическом.

Восприятие  музыкального ритма

Могущество музыкального ритма столь велико, что дало в  свое время Н.А. Римскому-Корсакову  патетически воскликнуть: «И все-таки, главное в музыке – ритм и только он один!».

Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме  труда и отдыха, бодрствования  и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем какой-либо болезнью, это означает, что где-то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.

В силу универсальной  природы ритма в музыкальных  произведениях он, как правило, воспринимается легче, чем мелодия и гармония. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это прежде всего ритмы дыхания, сердечных сокращений, ходьбы и бега. Но не только эти, внешне хорошо наблюдаемые проявления могут быть основой музыкального ритма. Определенную связь с музыкальной ритмической пульсацией можно установить с биотоками мозга. Существует четыре основных биоритма, которые регистрируются в коре головного мозга (число колебаний в секунду):

дельта-ритм     2-3

тэта-ритм     4-7

альфа-ритм     8-12

бета-ритм     13-30

По характеру волны, ее частоте, величине амплитуды психофизиологи могут (правда, в общих чертах) установить определенные особенности поведения  данного человека.

Развитие музыкального восприятия

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где – просто шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. Развить музыкальное восприятие -это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник музыкант – композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

На основе музыкального опыта, накопленного в результате прослушивания  многих музыкальных сочинений, в  сознании слушателя формируются  цепи нейронов, в которых кодируются признаки получаемых слуховых впечатлений. В процессе восприятия происходит сличение нейронных моделей с реальными звуковыми последовательностями. Если обнаруживается очень сильное расхождение между воспринимаемым и накопленным опытом, то музыка рискует быть непонятой. Но отрицательный эффект может быть и в том случае, если музыкальный опыт очень богат, а человек слышат ходульные примитивные мелодии и гармонии или же лишенное оригинальности исполнения знакомой вещи. Первая ситуация возникает, когда поклонник примитивной поп музыки пытается понять произведение серьезной классики, вторая – когда музыкант с серьезным академическим образованием слушает произведения популярных жанров.

Обобщая данные экспериментальных  исследований – как своих собственных, так и работ других авторов, –  мы предлагаем следующий порядок  постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

выявление главного настроения;

определение средств  музыкальной выразительности;

рассмотрение особенностей развития художественного образа;

выявление главной идеи произведения;

понимание позиции автора;

нахождение в произведении собственного личностного смысла. Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий.

Выводы

 

Любое восприятие представляет собой процесс категоризации  – отнесение данного предмета к тому или иному классу однотипных предметов. Однако в художественном восприятии к этому процессу подключаются механизмы эмоционального заражения и сопереживания. Человек почти никогда не воспринимает объект в объективно-нейтральном плане. Почти всегда он прибавляет к увиденному и услышанному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что воспринимается. Люди с позитивной Я-концепцией и соответственно высокой самооценкой, как правило, более адекватно воспринимают то, что видят и слышат.

Восприятие легкой и  серьезной музыки несмотря на то, что в обоих случаях основываются на одинаковых физических процессах, на психологическом уровне сильно отличается друг от Друга. Обращение к каждому из этих двух музыкальных пластов связано с наличием различных социально-психологических потребностей, и то, что может быть удовлетворено с помощью одного из них, не может быть удовлетворено с помощью другого.

 

Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать скорее всего в бессознательных  пластах его психики. Восприятие и переживание музыкального ритма имеет много общего с физиологической реакцией навязывания ритма. Но здесь еще много проблем, которые ждут своих исследователей.

Возникновение художественного  образа музыкального произведения в  момент его восприятия слушателем во многих случаях оказывается связанным с механизмами проекции, которые обуславливаются социально-демографическими показателями слушателя. По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе восприятия, можно составить представление об уровне его нравственного развития. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы. Достижение высшего уровня развития музыкального восприятия связано с возможностью слушателя ощущать «пиковое переживание» в том понимании, как его трактует А. Маслоу.

Список использованных источников

  1. Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977. С. 23.
  2. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941, с. 391. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности.// Психология развития и формирования личности. С. 64
  3. Уолтер Г. Живой мозг. М., 1966., С. 273. 8. Голубева Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Т. 7. С. 15.
  4. Уолтер Г. Живой мозг, С. 220.
  5. Музыкальное восприятие школьников. // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. М.. 1974.

Подготовить реферат  и составить список  литературы по теме «Телевизионные передачи в  музыкальной жизни группы»

 

Цель: Формирование у  родителей потребности в анализе  воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

 

Задачи:

Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;

повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу  грамотного подхода к просмотру  телепередач детьми;

 проводить профилактику  телевизионной зависимости детей  и взрослых.

 показать влияние  телевизионных просмотров  на  физическое и психическое состояние   детей.

 

Актуальность  выбранной  темы

 «Телевизор» - обязательный  домашний питомец в каждом  доме. Телевизор и телевидение  заняли прочное первое место   во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву  принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически  отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми своей группы, за их поведением, играми, сделав определенные выводы – я решила подготовить и провести родительское собрание на тему  «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Совместно  с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Надеюсь, совместное мероприятие поможет  родителям  более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в  спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети ,которые много смотрят телевизор , обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень  холестерина в крови. 

 

Советы родителям:

 

1.Откажитесь от привычки  спихивать  ребенка на телевизор,  как на электронную няньку, даже  если вы очень заняты. Вместе  этого подыщите  ему какое-нибудь дело -пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.

 

2.Выберите достойные  передачи. Просмотрите заранее программу  на неделю  и отметьте те  передачи или фильмы , которыми ,на  ваш взгляд , следовало бы ограничиться.

 

3.Назначьте один день  без телевизора. Объясните, что  все, в том числе мама и  папа, должны подыскать  себе  на этот день более  полезные  занятия.

 

4.Не ставьте телевизор  в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем ,какие передачи  и в какое время смотрит ребенок.

 

  1. Не оставляйте телевизор включенным  для создания  шумового фона. Если ребенок хочет  услышать  что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио. 

Прогресс диктует свои правила и уже нет ничего особенного, что маленькие дети смотрят мультфильмы и другие передачи.  Я считаю, что детям дошкольного возраста вредно смотреть долго телевизор. В нашей семье серьезно подходим к выбору телепередач для детей.  Дети смотрят только детские передачи и в определенное   время.   Вечером, когда вся семья собирается дома, мы делимся впечатлениями о прошедшем дне ,предпочитаем совместные виды деятельности: рисование, чтение книг, собираем пазлы и мозаики. В выходные дни предпочитаем проводить с Полиной и Матвеем  на свежем воздухе: прогулки на лыжах, катание на коньках, с горки(зимой);  в  теплое время года сходить с детьми в парк на аттракционы, к фонтану, так же любим все вместе посещать библиотеку, музей, острог. Дети увлекаются танцами и спортом, мы полностью поддерживаем их интересы. Надеюсь, что такое воспитание поможет нашим детям вырасти добрыми, чуткими, ответственными людьми. В наше время очень много интересных и познавательных программ  для детей показывают по телевидению. Наш ребенок очень много узнает по телевизору, любит мультфильмы и сказки. Денис смотрит передачи с большим интересом, потом рассказывает об увиденном. Мы, как родители, стараемся его ограничивать просмотр телевизора, хотя не всегда получается. Несмотря, на  то, что ребенок любит смотреть телевизор, мы много времени  проводим вместе: гуляем на свежем воздухе, посещаем мероприятия в городе  - цирк, детские спектакли. Любим посещать биологический центр, дом природы, музей, острог. Ребенок с большим удовольствием собирает конструктор, играет с машинками, раскрашивает картинки. Денис растет добрым, подвижным,  смышленым мальчиком. В последнее время  общественность и ученые  все больше отмечают усиление  отрицательного влияния  на детей средств массовой  информации( в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют  этим сообщениям не меньше ,а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов.  Уже было сказано  о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными  и капризными.   Не стоит забывать, что просмотр  телепередач для ребенка- большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка  связана с напряжением  аккомодации  глаза, и ее необходимо регламентировать  следующим образом. В дни посещения  ДОУ  просмотр телепередач для детей следует  ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться побольше привлекать ребенка  к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение  художественной  литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.

Информация о работе Музыкальное образованиев системе дошкольного образования