Музыкальное образованиев системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

представлены основные вопросы, касающиеся музыки и ее преподавания

Файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

цессом. Именно эта сложность составляет главную труд-

ность в изучении процесса творчества и приводит часто

к неверным представлениям относительно самой природы 

этого процесса и его характера  как чего-то необычного и 

совершенно исключительного. В  нашу задачу здесь не вхо-

дит дать сколько-нибудь полное описание состава этого

процесса. Это потребовало бы очень  длинного психоло-

гического анализа, который сейчас не может интересовать

нас, но для того чтобы дать представление  о сложности 

этой деятельности, мы остановимся  очень кратко на неко-

торых моментах, входящих в состав этого процесса. Вся-

кая деятельность воображения имеет  всегда очень длин-

ную историю. То, что мы называем творчеством, есть обыч-

но только катастрофический акт  родов, явившийся в ре-

зультате очень долгого внутреннего  вынашивания и разви-

тия плода.

В самом начале этого процесса, как мы уже знаем,

стоят всегда восприятия внешние и  внутренние, составляю-

щие основу нашего опыта. То, что ребенок  видит и слы-

шит, является, таким образом, первыми  опорными точками 

для его будущего творчества. Он накапливает материал,

из которого впоследствии будет  строить его фантазия.

Далее следует очень сложный  процесс переработки этого 

материала. Важнейшими составными частями  этого про-

цесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых 

впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя

сложное целое, состоящее из множества  отдельных частей.

Диссоциация заключается в том, что это сложное целое 

как бы рассекается на части, отдельные  части выделяют-

ся преимущественно по сравнению  с другими, одни сохра-

няются, другие забываются. Диссоциация, таким образом,

является необходимым условием для будущей деятельно-

сти фантазии.

Для того чтобы соединять впоследствии различные эле-

менты, человек должен раньше всего  нарушить ту естест-

венную связь элементов, в которой они были восприняты.

Раньше чем создать образ  Наташи в «Войне и мире»,

Толстой должен был выделить отдельные  черты двух род-

ных ему женщин, без чего он не мог  бы их смешать или 

20

перетолочь в образ Наташи. Вот  это выделение отдельных

черт и оставление без внимания других и может быть по

праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен 

во всем умственном развитии человека, он лежит в основе

абстрактного мышления, в основе образования понятий.

Это умение выделить отдельные черты сложного цело-

го имеет значение для всей решительно творческой работы

человека над впечатлениями. За процессом диссоциации 

следует процесс изменения, которому подвергаются эти 

диссоциированные элементы. Этот процесс  изменения или 

искажения основан на динамичности наших внутренних

нервных возбуждений и соответствующих  им образов. Сле-

ды от внешних впечатлений не складываются неподвижно

в нашем мозгу, как вещи на дне  корзины. Эти следы пред-

ставляют собой процессы, они  движутся, изменяются, жи-

вут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изме-

нения под влиянием внутренних факторов, искажающих

и перерабатывающих их. В качестве примера такого внут-

реннего изменения можно привести имеющий огромное

значение для воображения вообще и для воображения

ребенка в частности процесс  преувеличения и преумень-

шения отдельных элементов впечатлений.

«МУКИ ТВОРЧЕСТВА» 

Творчество несет человеку большие  радости. Есть у 

него и свои страдания, получившие крылатое обозначе-

ние — муки творчества. Творить трудно, потребность в

творчестве не всегда совпадает  с возможностями творче-

ства, и отсюда возникает мучительное  чувство страдания,

что мысль не пошла в слова, как  говорит Достоевский.

Поэты называют это страдание муками слова:

«Нет на свете мук сильнее муки слова, тщетно с уст

порой безумный рвется, крик: тщетно душу сжечь любовь

порой готова, холоден и жалок  нищий наш язык».

Это желание передать в слове  владеющее нами чувство 

или мысль, желание заразить этим чувством другого че-

ловека и вместе с тем чувство невозможности сделать

это — очень сильно бывают выражены в литературном

творчестве молодежи. Лермонтов  в ранних стихах говорит 

об этом так:

Холодной буквой трудно объяснить 

Боренье дум. Нет звуков у людей 

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл страстей

Возвышенных я чувствую; но слов

Не нахожу, и в этот миг готов 

Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

Хоть тень их перелить в другую грудь.

А. Горнфельд в статье, посвященной  мукам слова, вспо-

минает эпизодического героя Успенского.

РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Рисование ребенка, как мы уже отмечали, составляет

преимущественный вид детского творчества в раннем воз-

расте. «По мере того как ребенок  растет и входит в период

позднего детства, у него обычно наступают разочарование

и охлаждение к рисованию». Люкенс, написавший иссле-

дование о рисунках детей, относит  это охлаждение к воз-

расту между 10 и 15 годами. После этого  охлаждения, по

его мнению, наступает снова интерес  к рисованию в воз-

расте от 15 до 20 лет. Но это новый подъем изобразитель-

ного творчества, и его переживают только дети, обладаю-

щие повышенной одаренностью в художественном отноше-

нии. Большинство детей застывает  уже на всю жизнь на

той стадии, в которой застает  их этот перелом, и рисунки

взрослого человека, никогда, не рисовавшего, в этом смыс-

ле очень мало отличаются от рисунков 8—9-летнего ребен-

ка, заканчивающего свой цикл увлечения  рисованием. Эти 

данные показывают, что в интересующем нас возрасте ри-

сование переживает упадок и обычно забрасывается деть-

ми. Барнес, который изучил больше 15 000 рисунков, уста-

навливает, что этот перелом падает на 13—14 лет.

«Можно установить, — говорит  он, — что девочки в 13,

а мальчики в 14 лет делаются менее  храбрыми в выраже-

нии. Дети, которые вообще отказываются рисовать, все 

приходятся на возраст свыше 13 лет. Другие исследования

в этом направлении также показывают, что лет в 13, в пе-

риод полового созревания, дети претерпевают изменения 

в своих идеалах».

Это охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря,

скрывает за собой переход рисования  в новую, высшую

стадию развития, которая становится доступна детям толь-

ко или при благоприятных  внешних стимулах, как, напри-

мер, преподавание рисования в школе, художественные

образцы дома, или при специальном  даровании к этому 

виду творчества. Для того чтобы  понять перелом, который 

претерпевает детское рисование  в этом периоде, следует 

наметить в самых кратких  чертах основные вехи, по кото-

рым идет развитие рисования у ребенка. Кершенштейнер,

производивший систематические опыты  наддетским рисо-

ванием, распределяет весь процесс  развития детского ри-

сунка на 4 ступени.

Подготовить конспект занятия  из опыта работы музыкального руководителя.

 

                   Конспект музыкально – тематического занятия

                 «В мире музыкальных инструментов»

                              (гармонь, баян, аккордеон)

                            (старший дошкольный возраст)

Цель:

обогащать знания детей  о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;

формировать способность  находить общее и различное у  похожих внешне инструментов.

Задачи:

Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических  и певческих навыков,

Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад -  школа искусств.

 Оборудование:

музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные  инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.                             

                                      

                                             Ход занятия:

(Дети входят  в зал, приветствие – распевание)

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Добрый, добрый день!

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, мальчики!

Мальчики (поют): Здравствуйте!

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, девочки!

Девочки (поют): Здравствуйте!

   Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и звучать они могут самостоятельно или в оркестре.  Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку (загадывает ребенок):

                     Ее песня льется и над скукою смеется, 
                     Так задорна, голосиста, и поет чудесно, чисто. 
                     Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит. 
                     Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая… 
Дети отвечают: «Гармонь». ( Показываю инструмент).

    Первую гармонь  сконструировал немецкий мастер  Фридрих Бушман, а затем и по  всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки. Послушайте русские народные «Наигрыши» - ( обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи).  На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами. А сейчас  мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко»,  которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец. (Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).

Вот какой замечательный  оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!

А как называется эта  песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).

Дети: «Гармошка-говорушка»!

Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!

«Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.

1. Песен на Руси  немало,

     Все поют  и стар и млад.

     А с гармошкой-говорушкой 

     Песни радостней  звучат.

                                  Припев:

                       Ах, гармошка-говорушка, 

                      Всему свету госпожа.

                       Только кнопки заиграют,

                       Запоет моя душа.

2. Радостно звучат  оркестры,

    Все танцуют  и поют.

    Стоит зазвучать  гармошке, -

    Все поклон  ей отдают.

Информация о работе Музыкальное образованиев системе дошкольного образования