Музыка 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век для музыки был достаточно плодотворным. В это время произошло множество событий, в том числе, трагичных, - которые в той или иной степени влияли на музыкальный стиль, на актуальность того или иного понятия, а также другие факторы, которые в конечном итоге складывали общее состояние музыки на этот период.
В своём реферате мне хотелось обозначить направления музыки XX века, дать их краткую характеристику, рассказать об истории их возникновения и ярких представителях каждого течения.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………….2
II. Основная часть……………………………………………………..4
2.1. Музыка конца XIX – начала XX века, появление новых направлений – импрессионизма, неоклассицизма……………………..4
2.2. Музыка в контексте бурных исторических процессов, экспрессионизм и музыкальный авангард……………………………….9
2.3. Новые виды музыкального искусства XX века – джаз, рок-музыка…………………………………………………………………………15
III. Заключение………………………………………………………...20
IV. Список использованной литературы…………………………..21

Файлы: 1 файл

План.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Движение музыкального авангарда охватывает 50-90е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а за тем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох. Представителям поколения 50-60х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

К музыкальному авангардизму относят  обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм – один из видов современной композиторской техники, использующей главным образом красочные звучания (лат. “sonorus” — звучный, шумный) и практически игнорирующий точные звуковысотные связи , электронную музыку.

Первые поиски в направлении авангардизма были предприняты еще в самом начале ХХ века русским композитором А.Н. Скрябиным. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью. А.Н. Скрябин

Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. Композиторы в качестве "классических" инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику - магнитофон, синтезатор, а в последние годы - компьютер. Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.

С 50х гг. в музыке, как и в  других видах искусства (например, в  театре), существует такое направление, как хеппенинг (от англ, happening - "случающееся", "происходящее"). Его истоком можно считать произведение "4'33" (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа (родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: "Так и я могу". Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хеппенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой. Джон Кейдж

Музыкальное искусство ХХ века наполнено  новаторскими идеями. Оно знаменует  собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых было большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами .

 

2.3. Новые виды музыкального искусства  второй половины XX века – джаз, блюз, рок-музыка

 

Трудность исполнения, отсутствие мелодии, новаторский музыкальный язык композитора, недоступность восприятия, какофония  – вот лишь часть постулатов, относящихся к музыке ХХ века. Ломка  традиций и агрессивно новаторские  направления были характерны не только для музыки, но и для всех жанров искусства в целом. Однако общей безоговорочной характеристикой музыкальных тенденций столетия смело можно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство конца второго тысячелетия и сделавших его одним из наиболее захватывающих и необычайных явлений.

В XX столетии в США появился новый  вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация - это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация - это музыкальная речь, которой также присущи "словарь" и "грамматические правила" - набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза - сложный ритм.

Большинство образцов джазовой музыки - это инструментальные пьесы, построенные  по классической модели "темы с вариациями". После того как ансамбль исполнил тему, солисты импровизаторы по очереди  играют вариации, а остальные аккомпанируют. При этом все исполнители соблюдают гармоническую структуру исходной темы и её продолжительность.

Самым ранним джазовым стилем считают  музыку ансамблей, в состав которых  входили труба или корнет, кларнет, тромбон и ритм секция - банджо, контрабас (или туба), ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка её варьируя, кларнет виртуозно опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчёркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Выдающимися мастерами этого стиля были чёрные музыканты - трубачи Кинг Оливер (Джозеф Оливер, 1885-1938) и Луи Армстронг (Луи Даниел Армстронг, 1900-1971), сопраносаксофонист Сидней Беше (1897-1959), тромбонист Кид Ори (Эдвард Ори, 1886- 1973), пианист Джелли Ролл Мортон (Фердинанд Жозеф Ла Мэнт, 1885- 1941). Луи Армстронг

 Джаз оказал огромное влияние  на музыкальную культуру. Под  его воздействием сложились ритмэндблюз  и рок музыка. Своеобразное развитие  джаз получил во многих странах,  в том числе и в России. Его  интонации и приёмы использовали  многие композиторы во всём мире. Но главное - джаз возродил в профессиональной музыке её важное предназначение: быть средством и языком живого общения людей.

Во второй половине XX в. возникло новое  явление художественной культуры –  рок-музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства.

Рок-музыке сложно дать однозначное  определение. Это связано как  с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких  бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов.

Как музыкальное явление рок  начал формироваться в 50х гг. в  США. В той или иной степени  на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри и др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок-музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.

Становление рок-музыки происходило  в тесном взаимодействии с общественными движениями, отстаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок-музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоззрение и образ жизни американцев и европейцев.

Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность  в середине 50х гг., стал рок-н-ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться  и вращаться"). Рок-н-ролл – это, прежде всего, танцевальная музыка.

Ведущую роль играет электрогитара, на которой часто исполняют сольные партии. Вокал приобрёл очень напористый, энергичный характер, а поведение исполнителей на сцене стало свободным, непринуждённым. Элвис Пресли

Самым популярным исполнителем рок-н-ролла  стал американский певец Элвис Пресли (Элвис Аарон Пресли, 1935-1977). Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные и сценические данные сделали его кумиром американской и европейской молодёжи.

В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение  рок-н-роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали биг-бит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки").

Мелодический дар ведущих авторов группы - Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "Битлз" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. Уже в 1963 г. влиятельная британская газета "Times" назвала Леннона и Маккартни "выдающимися английскими композиторами", а "Sunday Times" пошла ещё дальше, заявив, что они "самые великие композиторы со времён Бетховена".

"Битлз" сумели найти собственный  стиль в музыке, оркестровках, текстах,  сценическом поведении и т.  д. Новизна их музыкального  мышления на целое десятилетие превратила группу из провинциального Ливерпуля в законодателей рок-музыки, заложивших основы многих её течений, а их творчество - в одно из наиболее ярких явлений в культуре XX в. Главная же заслуга "Битлз" - в том, что рок музыка, бывшая танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.

 

 

III. Заключение 

 

Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20-го столетия, точно  так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный  мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.

Трагические события и противоречия - войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только

обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому,

тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века.

Не менее  важной оказалась для искусства  и тема самопознания личности. Представителям всё новых поколений хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического  музыкального стиля, который бы так  или иначе не отразился в пестром  музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Всё, что накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием.

Каждая  временная эпоха подарила нам  своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.

 

 

IV. Список  использованной литературы 

 

Основная литература:

 

1. Энциклопедия  для детей. Том 7. Искусство.  Ч.3. Музыка. Театр. Кино. / Глав.ред.  В.А. Володин. – М.: «Аванта +», 2001. – 624 с.

 

Дополнительная  литература:

 

1. Булучевский  Ю., Фомин В. Краткий музыкальный  словарь. — М.: «Музыка», 2005. — 461 с

2. Вильям  Шекспир. Венецианский купец.  Перевод П. Вейнберга. М.: "ЭКСМО", 2002

3. Российский  гуманитарный энциклопедический  словарь: В 3 т. — М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак.  С.-Петерб. гос. ун-та, 2002

4. Толковый  словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940


Информация о работе Музыка 20 века