Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:48, доклад
Рассмотрим философию XX века, на примере русского философа И.А Ильина.
1. Введение;
2. Биография И.А. Ильина;
3. Взгляды и учения И.А Ильина в современной философии XX века ( О родине , о фашизме, о реформе русской орфографии, о мировой закулисе и расчленении России.)
4. Список литературы.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Реферат на тему: Философия XX века. (Философия И. А Ильина)
Выполнил студент первого курса
г. Тюмень 2011 г.
План реферата:
Введение.
Философия XX века представляет собой многообразно и плодотворно развивающиеся философствования человечества о коренных проблемах бытия, природы, космоса, человека и человечества.
Философия XX века существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении — например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.
Рассмотрим философию XX века, на примере русского философа И.А Ильина.
Биография И.А. Ильина
Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).
В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.
Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по
старому стилю. Крещён 22 апреля в церкви
Рождества Богородицы за Смоленскими
воротами.
Ильин учился первые пять
лет в Пятой Московской гимназии, последние
три года в Первой Московской гимназии.
В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью,
получив классическое образование, в частности,
знание латинского, греческого, церковнославянского,
французского и немецкого языков.
В 1906 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве.
В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.
В 1910 году Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни феноменологию.
В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой.
В годы первой русской революции Ильин был человеком довольно радикальных взглядов, но после 1906 года обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии.
В 1922 году за антикоммунистическую деятельность
был выслан вместе с другими 160 философами,
историками и экономистами на пароходе
из России.
26 сентября 1922 года прибыл
в Штеттин (Германия, ныне Польша).
С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии.
После 1930 года финансирование РНИ германским правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах так называемого «политического протестантизма» (издательство «Эккарт»).
С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».
В 1934 году был уволен с работы и преследовался
гестапо.
В 1938 году он покинул Германию,
перебравшись в Швейцарию, где закрепился
благодаря первоначальной финансовой
поддержке Сергея Рахманинова.
В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».
Взгляды и учения И.А Ильина в современной философии XX века
Труды Ильина:
Иван Ильин написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английских языках.
Наиболее известны:
-Труды по юриспруденции и
праву, учения о праве и
- Двухтомник « Философия Гегеля , как учения о конкретности бога и человека»
-« О сопротивлению злу силою»
- Двухтомник « Наши задачи» , написан в Швейцарии.
- Аксиомы религиозного опыта.
- Лекции « Понятия монархии и республики»
Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет «за собою»ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязание и тем погубить ее: план ненависти и властолюбия...
И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «Народы бывшей России, расчленяйтесь!», то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои руки крепкие «бразды правления», погасит этот пробельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия...
Не умно это. Не дальновидно. Торопливо в ненависти и безнадежно на века. Россия — не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!
Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!
Ряд работ Ильина посвящены фашизму в Европе, как в период его рассвета, так в период краха. Запоминающиеся цитаты Ильина про фашизм:
И. А. Ильин известен как непримиримый противник реформы русской орфографии 1918 года. Критика Ильиным новой орфографии («кривописанія», по его выражению) содержит как лингвистические (в частности, Ильин упрекал новую орфографию в увеличении количества омографов после исчезновения различий вроде есть/ѣсть, миръ/міръ), так и политико-философские элементы:
Цитата Ильина на все происходящее в 1918 году:
« Зачѣмъ всѣ эти искаженія? Для чего это умопомрачающее сниженіе? Кому нужна эта смута въ мысли и въ языковомъ творчествѣ??
Отвѣтъ можетъ быть только одинъ: все это нужно врагамъ національной Россіи. Имъ; именно имъ, и только имъ.
...
Помню, какъ я въ 1921 году въ упоръ поставилъ Мануйлову вопросъ, зачѣмъ онъ ввелъ это уродство; помню, какъ онъ, не думая защищать содѣянное, безпомощно сослался на настойчивое требованіе Герасимова. Помню, какъ я въ 1919 году поставилъ тотъ же вопросъ Герасимову и какъ онъ, сославшись на Академію Наукъ, разразился такою грубою вспышкою гнѣва, что я повернулся и ушелъ изъ комнаты, не желая спускать моему гостю такія выходки. Лишь позднѣе узналъ я, членомъ какой международной организаціи былъ Герасимов»
И.А. Ильин. О Родине. ЧТО ЕСТЬ ПАТРИОТИЗМ?
Патриотизм есть чувство любви к родине, и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного, в жилище инстинкта и страстей, куда далеко не всякий любопытный глаз имеет доступ. Однако есть ступень духовного опыта и сила духовного видения, которая этот доступ открывает. Тогда обнаруживаются следующие формы и законы.
Прежде всего, обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть, ибо любить и радоваться, и творить по предписанию вообще невозможно. Патриотизм, как состояние радостной любви и вдохновенного творчества, есть состояние духовное, и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) — в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может помешать этому опыту и привести к злосчастной симуляции. Любовь возникает «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу. Эта свободная предметная радость или осеняет человека — и тогда он становится живым органом любимого предмета и не тяготится этим, а радуется своему счастью; или она минует его душу — и тогда помочь ему может только такое жизненное потрясение, которое раскроет в нем источники духовного опыта и любви.
Так называемый «казенный», внешне принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство родины, нередко даже повреждает его. А между тем опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно показывать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не "проповедовать” любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее делами, полными энергии и преданности. Он должен, как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его родины, вовлечь ее в него и приучить ее пребывать в нем и творчески расцветать в нем. Тогда патриотическое самоопределение осуществится свободно и непосредственно. И ребенок станет незаметно живым органом своей родины.
В основе такого слияния или сращения лежит всегда некоторая однородность в путях и способах духовной жизни: человек может узнать свой народ, прислушиваясь к жизни своего личного духа и к духовной жизни своего народа и узнавая свое творчество в его путях, а его пути в своем творчестве.
Ильин Сегодня
До 1990-х в России об Ильине почти не говорили. В 1989 году в России начали публиковать труды Ильина. С 1993 по 2008 год выпущено 28 томов собраний, сочинений. В 2005 году прах Ильина и его жены был перезахоронен в некрополе Донского монастыря рядом с могилой А.И. Деникина, недалеко от могилы И.С Шмелева. Популярность идеи набирают в Русской православной церкви . За пределами России имя Ильина не пользуется широкой известностью, за исключение круга , специалистов по Гегелю, так в энциклопедии « Британника» статья о нем отсутствует. В 1990 году в Екатеринбурге открыт университет имени И.А Ильина
Список используемой литературы: