Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:54, реферат
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).
1. Музыкальное обучение в детском саду
2. Виды музыкальной деятельности
3. Методы музыкального обучения в детском саду
4. Список литературы.
Московский Педагогический Государственный Университет
Факультет
Дошкольной педагогики
и психологии
Контрольная работа
по предмету:
Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста.
на тему: Формы организации
музыкальной деятельности в
детском саду (краткая характеристика
основных форм
музыкальной деятельности).
Москва
2011г.
Содержание
1. Музыкальное обучение в детском саду
2. Виды музыкальной деятельности
3. Методы музыкального обучения в детском саду
4.
Список литературы.
Музыкальное
обучение в детском
саду
Музыка
обладает возможностями воздействия
не только на взрослых, но и на детей
самого раннего возраста. Более того,
и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для
последующего развития человека: музыка,
которую слушает будущая мать,
оказывает положительное
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
В
ребенке важно развивать все
лучшее, что заложено в нем от
природы; учитывая склонности к определенным
видам музыкальной
Музыкальные
способности детей проявляются
у каждого по-разному. У некоторых
уже на первом году жизни все три
основные способности - ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления
и чувство ритма - выражаются достаточно
ярко, быстро и легко развиваются,
это свидетельствует о
Основной
формой музыкальной деятельности в
детском саду являются занятия, которые
предусматривают не только слушание
музыкальных произведений доступных
для восприятия малышей, обучение их
пению, движениям в музыкальных
играх и плясках, но и обучению
их игре на ДМИ. Интерес к оркестру
детских музыкальных
Еще
в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили
о необходимости организации детского
оркестра как действенного средства развития
музыкального восприятия и слуха у детей.
В 30-40х годах Н.Метловым были организованны
оркестры в детском саду, созданы новые
звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения
детей игре на ударных инструментах(бубен,
треугольник, звоночки, кастаньеты и др.),
Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право
только аккомпанирующих, дающих определенную
окраску произведению. Он ищет, конструирует
и совершенствует мелодические инструменты,
на которых дети могли бы исполнять любые
мелодии, самостоятельно музицировать.
Первыми инструментами для детей были
ксилофон и металлофон. При обучении детей
игре на этих инструментах пользовались
системой записи нот. В союзе с мастерами-
умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым
и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон
с точной и устойчивой настройкой, чистым
приятным звучанием. На современных ксилофонах
и металлофонах изображается названия
звуков и их расположение на нотном стане.
Играя на таких инструментах, дети практически
усваивают элементы музыкальной грамоты.
В группу мелодических инструментов Метлов
ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой.
Он организовал в детском саду оркестр
в составе 30-40 детей играющих на музыкальных
инструментах. Для каждого произведения
Н.А.Метлов создавал инструментовки с
учетом жанра и структуры произведения,
специфики инструмента. Особую роль в
инструментовке он отводил партии фортепьяно,
которую исполнял музыкальный руководитель.
Партию фортепьяно он украшал дополнительными
гармоническими и вариационными средствами
выразительности. Очень важной считалось
инструментовка пьес для ударного оркестра.
На основе народных мелодий и песен Метлов
создал репертуар детского оркестра, удобный
для исполнения на детских инструментах;
позже в репертуар вошли произведения
советских композиторов.
Виды
музыкальной деятельности
Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии1.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции—сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.
Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:
Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).
Игра
на детских музыкальных
Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
Одним
из ярких средств воспитания является
музыка. «Музыка посредница между
жизнью ума и жизнью чувств», говорил
Л. В. Бетховен, то есть музыка является
как духовным, так и интеллектуальным
видом искусства. Занятия музыкой
включают в себя не только приобретение
навыка стройного и выразительного
пения в хоре, но и знакомство
с творчеством отечественных
и зарубежных композиторов различных
эпох, изучение ритмики, обучение простейшей
игре на музыкальных инструментах,
и, конечно же, обобщение изученного
и умение пользоваться им в повседневной
жизни. А так же восприятие музыки
связанно с умственными процессами,
влияет на общую культуру поведения
дошкольника. Чередование различных
видов музыкальной деятельности
требует от детей внимания, сообразительности,
быстроты принятия решений, организованности
и собранности, проявления волевых
качеств и индивидуальности. С
развитием всех этих навыков, музыкальная
деятельность создает необходимые
условия для формирования нравственных
качеств личности ребенка, закладывает
первоначальные основы общей культуры
будущего человека.