Формы организации музыкальной деятельности в детском саду (краткая характеристика основных форм музыкальной деятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Оглавление

1. Музыкальное обучение в детском саду
2. Виды музыкальной деятельности
3. Методы музыкального обучения в детском саду
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Московский Педагогический Государственный Университет.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

Московский  Педагогический Государственный  Университет

Факультет Дошкольной педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по предмету:

Теория  и методика воспитания детей дошкольного  возраста.

на тему: Формы организации музыкальной деятельности в  
детском саду (краткая характеристика основных форм  
музыкальной деятельности).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011г. 

Содержание

     1. Музыкальное обучение в детском саду

     2. Виды музыкальной деятельности

     3. Методы музыкального обучения в детском саду

     4. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Музыкальное обучение в детском  саду 

     Музыка  обладает возможностями воздействия  не только на взрослых, но и на детей  самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для  последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние  на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его  вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия  для формирования основ музыкальной  культуры детей дошкольного возраста.

     Основными задачами музыкального воспитания можно  считать:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  3. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

     В ребенке важно развивать все  лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные  способности, способствовать общему развитию.

     Музыкальные способности детей проявляются  у каждого по-разному. У некоторых  уже на первом году жизни все три  основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления  и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном  инструменте. У большинства детей  эта способность проявляется  лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего  проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем  более отсутствие способностей. Большое  значение имеет то окружение, в котором  растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

     Основной  формой музыкальной деятельности в  детском саду являются занятия, которые  предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных  для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных  играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты  просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

     Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и вариационными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов. 
 

     Виды  музыкальной деятельности 

     Деятельность  — это активный процесс овладения  общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек  осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются  психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают  особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам  деятельности проявляются личностные качества человека.

     Психолог  А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его  деятельности вступают между собой  в иерархические отношения. Эти  иерархии видов деятельности порождаются  их собственным развитием, они-то и  образуют ядро личности.

     Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс  развития личности имеет свои этапы, свои стадии1.

     Музыка  и различные виды музыкальной  деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что  музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в  развитии чувств ребенка.

     Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции—сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

     Первым  и ведущим видом в детской  музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

     -слушания  произведений;

     -слушания  в процессе разучивания песен,  хороводов, танцев.

     -слушания  с целью определения свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

     Пение является массовым и доступным видом  исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического  воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

     Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:

  1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.
  2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как спецйальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску" нестандартных способов передачи замысла и тд.
  3. Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполни тельскими и творческими навыками.

     Музыкальные игры – ведущая форма организации  ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную  характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

     Игра  на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких  и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной  деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие  исполнительские качества как: выразительность  воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих  и музыкально – ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального  развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений  между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

     Дети  в дошкольном возрасте наиболее приспособлены  для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет  в себе ценность художественно-эстетического  воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более  тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

     Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между  жизнью ума и жизнью чувств», говорил  Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой  включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных  и зарубежных композиторов различных  эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения  дошкольника. Чередование различных  видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых  качеств и индивидуальности. С  развитием всех этих навыков, музыкальная  деятельность создает необходимые  условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает  первоначальные основы общей культуры будущего человека. 

Информация о работе Формы организации музыкальной деятельности в детском саду (краткая характеристика основных форм музыкальной деятельности)