Формы организации музыкальной деятельности в детском саду (краткая характеристика основных форм музыкальной деятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Оглавление

1. Музыкальное обучение в детском саду
2. Виды музыкальной деятельности
3. Методы музыкального обучения в детском саду
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Московский Педагогический Государственный Университет.docx

— 31.54 Кб (Скачать)

 

     Методы  музыкального обучения в детском саду 

     Основной  вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной  функции музыки – ее восприятие и анализ.

     Слушание  музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно  воспринимать музыку и внимательно  вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет  познакомить детей со значительно  более сложной музыкой по сравнению  с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем  исполнении. Слушание дает возможность  услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных  видов технических средств, способных  воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной  формой общения с искусством широких  слоев населения. Поток музыкальной  информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации  целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность  потребления музыкальных впечатлений  в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей  активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был  активным, творческим.

     Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием  и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять  в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято  различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так  выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным  понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы  многому учат детей.

     Восприятие  музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление  произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать  по два или три произведения.

     Одно  из произведений является основным, и  на нем сосредотачивается больше внимание внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

     Можно легко проверить, как дети различают  разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных  ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания  можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и  потому, что уровень усвоения материала  можно проверить тут же, в самом  процессе преподавания.

     Полезно в связи с прослушанной музыкой  давать детям письменные работы, которые  служат для проверки, и для закрепления  знаний. Чаще всего дети получают задание  узнать, какое произведение исполнено  и кто его автор.

     Иногда  предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные  по своему значению слова, среди которых  дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так  же после прослушивания можно  дать детям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

     Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание  её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

     - специально подбирать музыкальный  репертуар и методы работы  с ним;

     - использовать на занятиях других  видов музыкальной деятельности  детей: музыкального движения, пения,  игры в оркестре, дирижирования;

     - использование на занятиях произведений  других видов искусства, прежде  всего изобразительного и художественной  литературы.

     Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

     При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы  они отвечали двум ведущим принципам  – высокой художественности и  доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные  эмоции.

     Другой  формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская  деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).

     Из  всех видов активной музыкальной  деятельности способной охватить широкие  массы детей, должно быть выделено хоровое  пение.

     Пение. «Влияние пения на нравственную сферу  выражается в двух аспектах.

     С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с  другой – пение рождает способность  переживать настроения, душевное состояние  другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

     Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

     Правильный  подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным  условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного  материала. Соблюдение этого условия  способствует повышению интереса и  желания учащихся к исполнению песен.

     Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической  и должна быть связана с работой  над художественным образом произведения.

     Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной  работы над различным по форме  и содержанию песенным материалом.

     Что бы работа над музыкальным произведением  приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и  непроизвольно постигать тайны  вокально-хорового искусства, а это  значит, что открывается путь к  скорейшему овладению и закреплению  того или иного навыка. «Только  эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А.Сухомлинский.

     Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются  воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику  ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс  освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой  по преодолению художественно-исполнительских  или технических трудностей, а  потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти  задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

     Именно  хоровое пение как искусство  массовое воспитывает в детях  чувство искренне любви к своей  Родине, народу, способствует всестороннему  творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение" 1984 год.

2. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство "Просвещение" 1976 год.

3. Радынова О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год,

4. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994;

Информация о работе Формы организации музыкальной деятельности в детском саду (краткая характеристика основных форм музыкальной деятельности)