Типология и характеристика избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной

Оглавление

Введение
1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем.
2. Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольнаяОИБГ.docx

— 55.04 Кб (Скачать)

Оглавление

 

План 2

Введение 3

1. Понятие  избирательной системы. Виды избирательных  систем. 4

2. Избирательное  право и избирательная система  в Республике Беларусь. 13

Заключение 22

Литература 23

 

 

 

 

Тема 7. Типология и характеристика избирательных  систем

План

 

1. Понятие избирательной  системы. Виды избирательных систем.

2. Избирательное право  и избирательная система в  Республике Беларусь.

 

Введение

 

Выборы являются важнейшей  составной частью политического  процесса в современных демократических  обществах. Во время выборов в  активную политическую жизнь вовлекаются  простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные  органы согласно статье 38 Конституции  Республики Беларусь относится к  числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов  граждане могут отобрать наиболее достойных  людей для управления страной.

Для того чтобы избирательная  система функционировала успешно, она должна отвечать правовым нормам и принятым международным стандартам, а избирателям следует иметь  достаточные знания как о процедуре  выборов, так и о своих правах. Международные стандарты и критерии демократических, справедливых и конкурентных выборов определены рядом документов ООН и других международных организаций. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которую ратифицировала и Беларусь, Декларация о критериях  свободных и справедливых выборов, принятая Советом Межпарламентского  Союза 26 марта 1994 года, и другие документы. Регулярное проведение демократических, справедливых выборов выгодно с  экономической точки зрения, ибо  альтернатива демократическим выборам  лишь одна – содержание огромного  репрессивного аппарата.

В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право принимать  участие в управлении своей страной  непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного  доступа к государственной службе в своей стране. Основой власти правительства должна быть воля народа, находящая своё выражение в периодических  демократических выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном  праве путём тайного голосования  или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

 

1. Понятие избирательной  системы. Виды избирательных систем.

 

Понятие избирательной  системы.

Термин «избирательная система» в  литературе используется в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система упорядоченных общественных отношений, составляющих порядок выборов представительных органов власти.

Эта система в основном регулируется нормами конституционного права и ее подотрасли - избирательного права, но не сводится только к конституционным правоотношениям. В систему регулирования избирательных правоотношений входят также нормы административного, трудового, жилищного, уголовного права и др. Кроме того, не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые такими неправовыми нормами, как корпоративные нормы общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставы политических партий), обычаи и традиции, нормы политической морали, этики и др.

Под избирательной системой в узком  смысле слова понимают закрепленный в законе способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости  от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Ниже мы будем рассматривать  избирательные системы в узком  смысле слова. Ведь в зависимости  от того, какая избирательная система  будет использована, результаты выборов  при одних и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому определение избирательной системы, наиболее приемлемой для избирателей и выгодной для политических сил, является чрезвычайно важной задачей. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны. Как правило, принятие избирательных законов сопряжено со значительными усилиями по выработке компромисса между различными политическими партиями и группами.

В настоящее время существуют две  основные разновидности избирательных  систем: мажоритарная и пропорциональная системы. Часть стран также использует третий, промежуточный вариант —  смешаную систему, которая представляет собой соединение мажоритарной и пропорциональной систем.

 

Виды избирательных  систем

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, –  избирательная система. Эти правила  закрепляются в избирательном праве  каждой страны.

Избирательная система –  это совокупность установленных  законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной  системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном  праве.

Выбор той или иной избирательной  системы для любой страны –  вопрос весьма важный. Дело в том, что  функционирование избирательной системы  можно оценить только во взаимосвязи  с формой правления, политической культурой  страны, деятельностью политических партий.

Выбор той или иной избирательной  системы может изменить политическую ситуацию в стране, расстановку политических сил. Избирательная система в каждой стране создаётся в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям электорального законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведёт к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

В мире существует большое  количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим  трём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majoritе – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существуют три разновидности  мажоритарной системы: абсолютного  большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В  первом случае избранным считается  кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).

В связи с тем, что зачастую не удаётся кому-либо из кандидатов набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются  с проведением первого тура. Для  выявления победителя избирателям  приходится ещё раз приходить  на избирательные участки и принимать  участие во втором туре выборов. Проводится он по-разному.

Во Франции, например, ко второму туру допускаются все  кандидаты из первого тура, за исключением  тех, кто набрал менее 12,5 % голосов. Избранным  во втором туре считается тот, кто  набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное  большинство.

Мажоритарная система  абсолютного большинства используется и в Беларуси. В отличие от Франции  во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят только два кандидата, набравшие  наибольшее число голосов. Избранным  считается тот, кто получил большее  число голосов при условии, что  число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в  первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным  считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании  больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 82 Конституции Республики Беларусь). Как уже отмечалось, чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании  в первом туре должны принять участие  более половины граждан, включённых в список избирателей, во втором – 25 %. Выборы Президента Республики Беларусь во втором туре голосования считаются  состоявшимися, если в них приняло  участие более половины избирателей.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства  способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков. При  такой системе малочисленным, раздробленным  партиям не остаётся шансов завоевать  места в парламенте. В результате образуется система крупных и, что  весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где  эта система применяется более 30 лет с небольшим перерывом, насчитывается  около восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре выборов близкие по идеологии  партии идут раздельно, а второй тур  заставляет их объединяться и противостоять  общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства  является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места  по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберёт необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется проводить второй тур выборов.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства  кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно  больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного  большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого  округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. Победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система  относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и в странах, некогда находившихся под её влиянием, в том числе  и в США. Так, территория США разделена  на 435 округов по избранию депутатов  Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который  должен получить простое большинство  голосов. Голоса, поданные за проигравших  кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

Мажоритарная система  относительного большинства является более результативной по сравнению  с системой абсолютного большинства, поскольку не требует второго  тура выборов. Здесь всё решается в первом туре, ибо при такой  системе кто-то из соперников обязательно  получит хоть на один голос больше. Если же два кандидата, к примеру, получат равное количество голосов, то победитель определяется не повторным  голосованием, а, скажем, жребием, или  предпочтение отдаётся старшему по возрасту. Это дело решается обычно избирательной  комиссией.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность. Это означает, что из многих партий, существующих в стране, только две крупнейшие партии соревнуются между собой в борьбе за власть. Одна из них побеждает на очередных выборах, получает право формировать правительство и управлять страной, а другая, проигравшая, автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Оппозиционная партия в Англии формирует, например, свой теневой кабинет. На следующих выборах она может победить, а роль оппозиционной партии будет играть бывшая правящая партия. В Великобритании двумя крупнейшими партиями являются консерваторы и лейбористы, в США – демократы и республиканцы.

Такое положение не так  уж плохо для страны. Когда победившей партии предоставляется возможность  управлять страной, то она несёт  и полную ответственность за решение  государственных проблем, за политические просчёты и ошибки. В подобной ситуации не удаётся во всех неудачах обвинять кого-то другого, отвечать приходится правительству, правящему большинству.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать предварительно установленное  большинство, которое выше половины (2/3, 3/4).Такая система обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Главным достоинством мажоритарной системы является учёт мнения большинства  избирателей при формировании органов  государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут формировать стабильные правительства. Понятно, что это  способствует сохранению политической стабильности в обществе. Использование  мажоритарной системы позволяет  персонифицировать выборы, то есть обратить внимание избирателей на личные качества кандидатов, что важно для  политической традиции белорусского общества. Мажоритарное представительство позволяет  участвовать в выборах независимым  кандидатам, что также важно в  связи с недостаточной развитостью  нашей многопартийности. Оно стимулирует  укрупнение политических партий, ибо  при мажоритарной системе реально  претендовать на места в парламенте могут только крупные партии. Кроме  того, при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателей, поэтому можно обеспечить простой  и понятный всем контроль за ходом и результатами выборов и соответственно укрепить доверие избирателей.

Основным недостатком  мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Так, простой  арифметический расчёт показывает, что  в Беларуси для избрания депутатом  кандидату достаточно получить всего  лишь 25 % голосов избирателей (предположим, выборы состоялись при 50 % избирателей, явившихся на избирательные участки, и за нашего кандидата проголосовало  из них немногим более половины, то есть более 25 %). Поскольку избирательному округу выделяется одно место, то интересы остальных 75 % избирателей в парламенте представлены не будут. Понятно, что  учёт политических симпатий избирателей  будет более полным в том случае, если большинство из них будет  голосовать за одного кандидата. Что  касается второго тура, то здесь  для победы достаточно голосов 12,5% избирателей (при явке 25%).

Информация о работе Типология и характеристика избирательных систем