Типология и характеристика избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной

Оглавление

Введение
1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем.
2. Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольнаяОИБГ.docx

— 55.04 Кб (Скачать)

Как подотрасль законодательства избирательное право также является комплексной системой, оперирующей собственными категориями и категориями других отраслей законодательства. Главной его функцией является функция регулирования, основанная на принципах верховенства закона.

Избирательное право выступает  надежной опорой юридической системы  правового государства. Оно позволяет  обеспечивать реализацию общепризнанных принципов политической демократии, верховенства закона и уважения прав человека и гражданина.

 

Избирательная система  Республики Беларусь

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, –  избирательная система.

Избирательная система –  это совокупность установленных  законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

В нашей стране действует мажоритарная система (фр. majoritе – большинство) в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).

Если ни одному из кандидатов не удалось набрать так называемое абсолютное большинство, проводится второй тур голосования, в который выходят  только два кандидата, набравшие  наибольшее число голосов. Избранным  считается тот, кто получил большее  число голосов при условии, что  число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.

На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 82 Конституции Республики Беларусь). Для того чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании в первом туре должны принять участие более половины граждан, включённых в список избирателей, во втором – 25%. Выборы Президента Республики Беларусь во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей.

 

Основные этапы  избирательной кампании

 

Избирательный процесс включает следующие стадии:

  1. назначение выборов;
  2. формирование избирательных комиссий;
  3. выдвижение и регистрация кандидатов;
  4. предвыборная агитация;
  5. голосование и подсчет голосов.

 

Назначение выборов 

Выборы Президента назначаются  Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Выборы нового состава  палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и  проводятся не позднее 30 дней до окончания  полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев  со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

 

Избирательные комиссии

В Избирательном кодексе  определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Предусматривается, что выборы президента, выборы и отзыв депутатов, голосование на референдуме обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и представителей граждан. Комиссии в пределах своих полномочий, установленных законодательством, независимы от государственных органов и органов общественного самоуправления. Возглавляет систему комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Так, в выборах депутатов  Национального собрания принимает  участие Центральная комиссия, 110 окружных избирательных комиссий и  участковые комиссии. Окружные комиссии формируются не позднее 75 дней до дня  выборов в составе 9–13 членов совместным решением областных, Минского городского исполнительных комитетов и президиумами соответствующих местных Советов  депутатов.

Для подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь образуются следующие комиссии:

    • Центральная комиссия;
    • областные и Минская городская комиссия;
    • районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах;
    • участковые комиссии.

Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 45 дней до выборов в составе 5–19 членов решением районного городского исполнительного комитета, а в городах с районным делением – районной администрацией. За пределами страны участковые избирательные комиссии образуются руководителями дипломатических учреждений Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

Своих представителей в состав избирательных комиссий имеют право  выдвигать политические партии, общественные объединения, коллективы работников, граждане путем подачи заявления. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты и их доверенные лица. Закон возлагает на избирательные комиссии не только процедуру проведения выборов, но и защиту избирательных прав граждан. Избирательные комиссии следят за тем, чтобы не было нарушений законодательства о выборах кандидатом в депутаты или его доверенными лицами, чтобы не применялись угрозы по отношению к избирателям, обман, шантаж, принуждение.

Комиссии при подготовке и проведении выборов независимы от государственных органов и  органов территориального общественного  самоуправления. Решения комиссий обязательны  для исполнения всеми государственными органами, политическими партиями и  другими общественными организациями, а также гражданами, принимающими участие в избирательном процессе.

Задача избирательных  комиссий – обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей. Они знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

В системе избирательных  комиссий особое место отводится Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Она осуществляет контроль за исполнением избирательных законов на всей территории республики; направляет деятельность избирательных комиссий; распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; устанавливает формы избирательных бюллетеней; подводит итоги выборов по республике, регистрирует избранных депутатов; решает ряд других вопросов в соответствии с законодательством.

 

Выдвижение кандидатов

Право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь принадлежит гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвинуть кандидата в депутаты Палаты представителей могут:

– избиратели численностью не менее 1000 человек, проживающие на территории данного округа, причем подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом, в составе не менее 10 человек;

– трудовой коллектив численностью не менее 300 человек. Трудовые коллективы предприятий, где менее 300 работающих, вправе объединиться при условии, что общее число работающих составит не менее 300 человек, а выдвижение будет произведено на собрании в присутствии более половины членов каждого трудового коллектива;

– политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов. При этом политические партии могут выдвигать кандидатов лишь по тому избирательному округу, где в установленном порядке создана организационная структура партии.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит  президиумам местных Советов  депутатов базового уровня и соответствующим  исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов  и Минскому городскому исполнительному  комитету.

 

Требования к  кандидатам

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Законом не устанавливается для кандидатов в депутаты Палаты представителей обязанность проживать или работать на территории того округа, по которому он намерен избираться. Это еще более подчеркивает статус Палаты представителей как органа общенародного представительства.

Депутатом местного Совета может стать гражданин страны, достигший 18 лет. Право выдвижения предполагает наличие связи кандидата с той территорией, в представительный орган которой он выдвигается.

Закон вводит ограничения  для выдвижения кандидатами в  депутаты граждан, имеющих судимость, не снятую и не погашенную в установленном  законодательством порядке, что является дополнительной мерой защиты права избирателей на выбор наиболее достойных представителей общества.

 

Регистрация кандидатов

Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению  политических партий, избирательных  блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших  кандидатов в депутаты путем сбора  подписей. Кандидаты на должность  президента регистрируются Центральной  избирательной комиссией при  наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Кандидат в депутаты может  баллотироваться только в одном  избирательном округе. Если кандидатом в депутаты выдвинут член какой-либо избирательной комиссии, то он освобождается  от обязанностей в комиссии с момента  регистрации его кандидатом в  депутаты. Политические партии, трудовые коллективы, выдвинувшие кандидата  в депутаты, имеют право не позднее чем за три дня до выборов отменить свое решение о его выдвижении. Это решение принимается ими в том же порядке, что и выдвижение кандидата. Избиратели, выдвинувшие кандидата путем сбора подписей, также имеют право снять свои подписи в подписных листах до того, как листы будут сданы в окружную избирательную комиссию. Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру.

Кандидат в депутаты может  иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной  кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них  для регистрации в окружную избирательную  комиссию. Избирательная комиссия после  регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Доверенное лицо не может входить в состав избирательных  комиссий. Отказ окружной комиссии в регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей может быть обжалован в трехдневный срок в Центральную комиссию, а решение последней – в Верховный Суд, который рассматривает жалобу в трехдневный срок и выносит окончательное решение.

 

Финансирование  избирательных кампаний

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь организация и  проведение выборов осуществляются за счет государства. Стремясь максимально обеспечить равенство всех кандидатов в депутаты независимо от их служебного и имущественного положения, закон не предусматривает возможности формирования индивидуальных финансовых фондов кандидатов в депутаты

На оплату расходов по изготовлению предвыборных материалов (плакатов, призывов, листовок и др.) кандидату в депутаты Палаты представителей выделяются средства из бюджета в размере 50 базовых  величин.

Запрещено прямое или косвенное  участие иностранных государств, предприятий и организаций с  иностранными инвестициями в оказании материальной помощи и в финансировании мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдума. Не допускаются  пожертвования со стороны иностранных  государств, а также иная материальная помощь иностранных организаций  и иностранных граждан.

 

Агитация

Важное значение в избирательном процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или иного кандидата. Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют равное право выступать на собраниях, в печати, на государственном радио и телевидении. В программах кандидатов, их выступлениях, листовках не должно быть пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, оскорблений и клеветы в адрес других кандидатов, должностных лиц.

Кандидаты в депутаты с  момента регистрации должны быть освобождены от выполнения служебных  обязанностей, оформив очередной  отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы. На оплату расходов по изготовлению предвыборных материалов (плакатов, призывов, листовок и др.) кандидату в президенты выделяются средства из бюджета в размере 2300 минимальных зарплат, кандидату  в депутаты Палаты представителей – 50, кандидату в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов  – 8, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – 4 минимальных  зарплаты. Государственные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для выступлений  кандидатов, обнародования их программ. Избиратели имеют право свободного и всестороннего обсуждения программ, деловых и личных качеств кандидатов, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в  печати, во время встреч и т.д. В последние 10 дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. Запрещается агитация в день голосования. Кандидаты и те, кто агитирует на их избрание, не вправе раздавать гражданам денежные средства, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять товары и услуги.

Информация о работе Типология и характеристика избирательных систем