Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В рамках формирования правового государства и гражданского общества в современной России продолжается и набирает темпы процесс глубоких и широкомасштабных реформ в различных направлениях государственного строительства как составная часть объявленного курса на модернизацию страны. Не обошли они стороной и область трансформаций, затрагивающих становление новой политической системы и создания оптимальной, эффективной модели местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Управление_1.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Перечень  вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Состав  муниципального имущества внутригородских  муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1–3 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга21.

Одной из серьезных проблем современной  России является неэффективное местное самоуправление. Управление городами, которые, по выражению О. Генисаретского, являются «каркасной структурой России», определяется традициями городского управления, сложившимися еще в эпоху социалистического строительства. Трудности местного самоуправления во многом связаны с отсутствием ориентиров, объективных критериев, позволяющих адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной власти. В настоящее время в теории управления не выработаны универсальные, объективные критерии эффективности городского управления. Другая группа специалистов считает, что в России только выстраивается институт местного самоуправления – мы находимся в ситуации переходного периода – и какие-либо сопоставления невозможны и некорректны22.

Таким образом, муниципальное образование также рассматривают как социальную систему, представленную в виде поселения. Городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

2. Проблемы управления городом  как открытой системой

2.1 Управление градообслуживающей сферой города

Градообслуживающая  сфера – основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения. Муниципальное управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения.23

Цель  муниципального управления градообслуживающей сферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно – коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного фонда, обеспечения надежности и бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.

Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой соответствующей отраслевой системы более высокого (регионального или федерального) уровня. Например, городской транспорт является подсистемой системы жизнеобеспечения города и в то же время региональной транспортной системы.

Любой город выполняет определённый перечень функций. В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечивать условия своего собственного функционирования и развития. Внутренний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территориального разделения труда, имеет определенные составляющие территориальной социально-экономической системы. Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.24

Следует учитывать наличие в большинстве  отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов  деятельности. Муниципальная власть, ответственная за обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами, должна создавать условия для деятельности субъектов всех форм собственности, используя как правовые, административные, так и финансово-экономические и информационные методы управления. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать25:

– место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;

– место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

– взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно – правовых форм хозяйствования;

– законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Уровень развития градообслуживающей сферы определяется совокупностью количественных и качественных показателей: объём услуг оказываемых населению, спрос и предложение на рынке услуг, уровень потребления услуг на одного человека, качество услуг, внедрение инноваций, уровень использования производственных мощностей и т.д.

Градообразующая сфера города включает в себя такие  системы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда и т.д.

Это все  те отрасли, которые обеспечивают инфраструктуру города.

Основными задачами в развитии инфраструктуры являются26:

1) достижение  пропорциональности в развитии  основных, вспомогательных и обслуживающих  производств, ускоренное наращивание  мощностей производственной инфраструктуры;

2) концентрация  мелких хозяйств инфраструктуры  и повышение на этой основе  уровня эффективности производства  в конкретных сферах;

3) объединение  ресурсов для финансирования  намечаемых к строительству на  территории региона объектов  производственной инфраструктуры;

4) создание  межотраслевых и межхозяйственных  территориально-производственных объединений  в регионе;

5) рационализация  систем управления развитием  производственной инфраструктуры, передача нерентабельных производственных  подразделений в систему региональных органов управления;

6) координация  деятельности транспортных организаций,  энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного  хозяйства, объектов коммунального

Обеспечение безопасности – одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

Особенность услуг общественной безопасности состоит  в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность  в обращении к службам, предоставляющим  данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одно муниципальное образование. При этом, чем крупнее населенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение  общественного порядка27. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов милиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД, подразделения милиции вневедомственной охраны и некоторые другие.

В современном  урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и  поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т. д28.

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными  услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории города. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Реформирование  и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно коммунальной сфере.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

  1. жилищное хозяйство;
  2. водопроводно-канализационное хозяйство;
  3. топливно-энергетическое хозяйство;
  4. городской пассажирский транспорт;
  5. благоустройство населенных мест.29

Реализация  положений Жилищного кодекса  РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий.

Управление  общегородским коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, как  строительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т.п.30

Повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством должно обеспечиваться за счет совершенствования  организационного обеспечения, создания индикативного экономического механизма  и системы мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ.

Органы  местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды31. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу32.

В системе  городского транспорта большинства  российских городов накопилось много  сложных проблем. Одна из них –  проблема контроля оплаты за проезд. Для  ее решения за рубежом и в некоторых  городах России устанавливают автоматические турникеты, стимулируют покупку проездных билетов различного срока пользования с дифференцированной по сроку пользования и количеству поездок цене, проводят денежно-вещевые лотереи по номерам купленных билетов.

Другая  проблема – чрезмерный износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для должного ремонта. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает вхолостую.

Информация о работе Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие