Местное самоуправление и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: является раскрыть историю становления и развитие самоуправления в России, его правовое регулирование, показать, как местное самоуправление способно решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций. Исходя из этого можно определить следующие задачи:
тенденции развития местного самоуправления;
задачи органов местного самоуправления;
роль местного самоуправления в региональной политике страны.

Оглавление

Введение
Глава I. История, правовое регулирование и организация местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. История становления и развития самоуправления в России
1.3. Организация местного самоуправления в Российской Федерации
Глава II. Роль местного самоуправления в региональной политике страны
Глава III. Местное самоуправление и тенденции развития
3.1. Местное самоуправление в области социальной сферы
3.2. Местное самоуправление в области повышения уровня жизни населения
3.3. Местное самоуправление в сфере занятости
3.4. Местное самоуправление в сфере обеспечения экологической безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 45.12 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение         

Глава I. История, правовое регулирование  и организация местного самоуправления в Российской Федерации        

1.1. История  становления и развития самоуправления  в России        

1.3. Организация  местного самоуправления в Российской  Федерации        

Глава II. Роль местного самоуправления в региональной  политике  страны    

Глава III. Местное самоуправление и тенденции  развития        

3.1. Местное  самоуправление в области социальной  сферы        

3.2. Местное  самоуправление в области повышения уровня   жизни населения

3.3. Местное  самоуправление в сфере занятости         

3.4. Местное  самоуправление в сфере обеспечения  экологической безопасности      

Заключение       

Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 

Ведение

     Создание  благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан является главной задачей любого демократического государства. Поэтому вопрос  государственного устройства сводится к созданию такой системы управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Многие существующие  проблемы могут  решаться на общегосударственном уровне, с привлечением централизованных средств и ресурсов обеспечение территориальной целостности, независимости, и создание единой правовой базы, разработка и реализация государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятия и реализация государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности.

     Актуальность  темы исследования определяется огромной ролью управления и самоуправления в экономической и политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического федеративного государства. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Оно дает возможность перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. 

      Цель  данной курсовой работы: является  раскрыть историю становления и развитие самоуправления в России, его правовое регулирование, показать, как местное самоуправление способно решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций. Исходя из этого можно определить следующие задачи:

  • тенденции  развития местного самоуправления;
  • задачи органов местного самоуправления;
  • роль местного самоуправления в региональной политике страны.
 

   В курсовой  работе объектом исследования выступают общественные отношения  по поводу управления и местного самоуправления, отечественный опыт правового регулирования  местного самоуправления.

   Предметом исследования является практика становления  и развития российского управления и самоуправления.

   Степень разработанности  темы.

В общеисторической литературе в той или иной мере освещается история городского самоуправления в работах Н.А. Нардовой "Городское  самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX века" (1984), В.Д.

Калинина "Из истории управления и самоуправления в России (17 — начало 20 века)" (1994), Л.Е. Лаптевой "Земские учреждения в России" (1996) и , . некоторых других.

Можно воспользоваться делением отечественной  литературы по местному самоуправлению на три группы: дореволюционная литература, литература советского периода и  современные работы.

Дореволюционная литература достаточно богатая и  охватывает широкий круг вопросов по местному самоуправлению. Так, деятельность земских и городских органов  общественного управления рассматривалась  в работах российских ученых и  государственных деятелей: В.П. Безобразова, А.В. Васильчикова, А.Д. Градовского, А.В. Дамашке, А.В. Ельчанинова, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, С.А. Приклонского, В.О. Тотомианца и др. Их работы представляют большой научный и практический интерес и в настоящее время, так как в них уделяется значительное внимание изучению и решению проблем местного самоуправления, которые не утратили своей актуальности и сегодня.

В советское  время проблемы местного самоуправления изучались в основном в аспекте  советской государственности, в  силу того, что идея местного самоуправления связывалась с Советами, которые  являлись органами государственной  власти на местах, а рядом ученых характеризовались также и как  органы общественного (народного) самоуправления. В работах ученых — юристов С.А. Авакьяна, А.А. Аскерова, Г.В. Барабашева, В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, Л.А. Григоряна, В.Ф. Котока, М.А. Краснова, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, А.И. Лепешкина, В.А. Пертцика, М.И. Пискотина, А.Я. Сливы, Ю.А. Тихомирова, К.Ф. Шеремета и ряда других рассматривались вопросы организации и деятельности местных органов власти. Однако, надо отметить, что непосредственно научных исследований, относившихся к городским Советам, мало, среди них можно выделить работы Б.Н. Габричидзе "Городской Совет депутатов трудящихся" (1968), К.Ф. Шеремета "Участие населения в управлении городами в СССР" (1974), С.А. Авакьяна "Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения" (1979), "Роль местных Советов в экономическом и социальном развитии городов" под ред. Г.В. Барабашева (1983), В.И. Васильева "Городской Совет: закон и практика" (1984) и некоторые другие. Особо можно выделить работы В.А. Пертцика "Проблемы местного самоуправления в СССР" (1963) и Л.А. Григоряна "Советы.

С началом  муниципальной реформы в 80 —х —90 —х годах отмечается повышенный научный интерес к местному самоуправлению. В трудах таких ученых – государствоведов, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, В.И. Васильев, М.А. Краснов, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, Н.В. Постовой, А.Я. Слива, ЮЛ. Тихомиров, В.А. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др. рассматривались проблемы самоуправленческого характера статуса и компетенции органов местной власти. Эти ученые способствовали формированию отрасли современного муниципального права России. Однако в их трудах рассматривались лишь отдельные аспекты городского самоуправления.

Хотя  сейчас имеется большое количество работ по местному самоуправлению, городское самоуправление остается еще мало изученным. До сих пор  нет специального монографического исследования, в той или иной мере охватывающего комплекс вопросов, связанных  с городским самоуправлением. Вопросам городского самоуправления посвящено несколько журнальных статей1; кроме того, имеется несколько диссертационных исследований, в той или иной мере, касающихся городского самоуправления2. Все это также повлияло на выбор темы исследования и особенно обусловило при подготовке данной работы использование нормативно — правового материала ряда городов Российской Федерации.

'Например, Беляев Ю.А. Бюджет и финансы  города // Финансы. М., 1993. № 1; Бондарь  И.С, Зинченко СП. Городской Совет  и администрация: проблемы разграничения  полномочий в сфере муниципальной  собственности // Гос. и право. М., 1993. № 3 и ряд других.

 См., в частности: Ванеев О.И. Городские  поселения в Российской Федерации  (конституционно — правовое исследование). Екатеринбург, 1998; Кулиева С.Й. Развитие механизма местного самоуправления (конституционно — правовой аспект).  
 
 
 
 

Глава I. История, правовое регулирование  и организация местного самоуправления в Российской Федерации

    1. История становления и развития самоуправления в России

     Изучая  историю Российского государства, мы можем проследить основные этапы  становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего  использования исторического опыта  при определении и уточнении  целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.

Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским»  и «губным» старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей  входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства  по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем  считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом  реформы было внедрение выборного  начала во всех сферах управления.

Была  объявлена война реформам ХVI столетия, сведя на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. «Коронные» чиновники - воеводы вытеснили «выборных людей» и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов.

Петром I в 1708 году было создано восемь губерний, а к концу царствования число  их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках  коронных чиновников - местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся  единицей, а лишь частью административного  механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание  финансов на ее содержание. Для обеспечения  эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор.  

  С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию. Такая задача ввиду ее сложности и разнообразия оказалась не по плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение. Не справившись с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу.

К Петру  же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по западноевропейскому  образцу, городской жизни. В 1699 году им были изданы Указы об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в остальных городах, а в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами. Выбираемые населением члены коллегиальных присутствий поступали в полное распоряжение центральной правительственной власти, и все значение выборов сводилось лишь к тому, что «население должно было поставлять для правительства из своей среды исполнительных агентов с ручательством за их исполнительность».

Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала  при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем  попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей  практической деятельности городских  и земских учреждений.

Обратить  внимание на эту сторону русской  общественной жизни Екатерину II заставили  бесчисленные злоупотребления администрации  и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов  от всех местностей и должностей для  обсуждения местных нужд.

Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования  местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении  широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального  заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).

     Наиболее  важные реформы нашли свое отражение  в первой части «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», изданной 7 ноября 1775 г. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций («сословных обществ»), предоставив им известные права «по внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Разделив империю на губернии, и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления.

Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись  петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.

Но, несмотря на это, значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра, при  отдельных попытках вызвать общество к проявлению самодеятельности, в  общем сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления, с которым приходилось разделять свою власть коронным чиновникам: «Учреждение о губерниях Екатерины II нельзя не назвать основным законодательством по нашему местному управлению», - отмечал А.Д. Градовский.

Информация о работе Местное самоуправление и тенденции развития