Местное самоуправление и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: является раскрыть историю становления и развитие самоуправления в России, его правовое регулирование, показать, как местное самоуправление способно решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций. Исходя из этого можно определить следующие задачи:
тенденции развития местного самоуправления;
задачи органов местного самоуправления;
роль местного самоуправления в региональной политике страны.

Оглавление

Введение
Глава I. История, правовое регулирование и организация местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. История становления и развития самоуправления в России
1.3. Организация местного самоуправления в Российской Федерации
Глава II. Роль местного самоуправления в региональной политике страны
Глава III. Местное самоуправление и тенденции развития
3.1. Местное самоуправление в области социальной сферы
3.2. Местное самоуправление в области повышения уровня жизни населения
3.3. Местное самоуправление в сфере занятости
3.4. Местное самоуправление в сфере обеспечения экологической безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 45.12 Кб (Скачать)

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Сохранение  и укрепление единства и правового  пространства Российского государства  во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации  взаимодействия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, начавшаяся в декабре 1993 г. с принятием Конституции Российской Федерации, прошла несколько этапов, характеризующихся принятием федеральных  законов, устанавливающих основные принципы организации местного самоуправления и основные механизмы государственно-правовой защиты права граждан избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления.

Основной  задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения  и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе  посредством взаимосогласованных  действий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

     Определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Глава III. Местное самоуправление и тенденции  развития

3.1. Местное  самоуправление в области социальной  сферы

     Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

В решении  крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных  органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

  • противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;
  • предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
  • сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;
  • регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
  • содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
  • оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое  место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

  • регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
  • регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;
  • осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Местное  самоуправление в области повышения уровня   жизни населения

     Важнейшей задачей местного самоуправления играет создание прочной основы для повышения  уровня жизни населения. В решении  крупномасштабных и острых проблем  требуется участие федеральных  органов государственной власти, нужна государственная поддержка  малоимущих слоев населения в  районах, не имеющих возможности  собственными силами выполнить эту  задачу.

Основным  элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных  государственных гарантий, совместно  с местным самоуправлением - минимальной  заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских  цен.

Так, например в Краснодарском крае предусмотрено в составе расходов краевого бюджета на 2001 год средства, передаваемые на текущие выплаты из федерального Фонда компенсаций на реализацию:

- Федерального  закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» - в сумме 282660 тыс. рублей, в  том числе по разделам функциональной  классификации расходов краевого  бюджета «Социальная политика»  - в сумме 139842 тыс. рублей, «Финансовая  помощь бюджетам других уровней» - в сумме 142818 тыс. рублей;

- Федерального  закона «О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей» - в  сумме 664831 тыс. рублей, в том  числе по разделам функциональной  классификации расходов краевого  бюджета «Социальная политика»  - в сумме 221556 тыс. рублей, «Финансовая  помощь бюджетам других уровней» - в сумме 443275 тыс. рублей.

Средства  на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные по разделу  «Социальная политика» функциональной классификации расходов краевого бюджета, для краевых ведомств в сумме 68470 тыс. рублей перечисляются на лицевой счет департамента социальной защиты Краснодарского края в органе федерального казначейства по следующим направлениям:

- на  оплату льготного проезда инвалидов  на железнодорожном транспорте  пригородного сообщения - 5000 тыс.  рублей (Краснодарское отделение  Северо-Кавказской железной дороги);

- на  приобретение транспортных средств,  других средств передвижения  для инвалидов, протезирование, приобретение  для инвалидов санаторно-курортных  путевок, а также на компенсационные  выплаты за путевки, бензин  и транспортное обслуживание - 63470 тыс. рублей (департамент социальной  защиты населения Краснодарского  края).

Таким образом, главным направлением федеральных  органов государственной власти в области доходов предусматривают:

  • обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;
  • стабилизацию уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

Но не все субъекты Российской Федерации, имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, поэтому необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах. 
 

3.3. Местное  самоуправление в сфере занятости

     Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

На ближайший  период основными задачами в сфере  занятости являются:

- перевод  высвобождаемых работников на  предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки  кадров для новых прогрессивных  производств;

- защита  трудовых прав работников несостоятельных  предприятий, эффективная поддержка  граждан, потерявших работу, их  профессиональная переориентация.

В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости  является создание новых рабочих  мест в развивающихся отраслях, в  потребительской сфере, а также  в организациях рыночной инфраструктуры.

Основная  нагрузка в реализации мероприятий  по повышению занятости населения  ложится на органы государственной  власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере  заключается в регулировании  процесса высвобождения рабочих  мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной  экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой  местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной  власти должны активно участвовать  в осуществлении мероприятий  в сфере занятости в районах  концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного  комплекса.

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, прибегая в случае необходимости  к их целевой поддержке путем  выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату  минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности  населения малых и средних  городов.

В слаборазвитых  районах, где ситуация осложняется  наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку  развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в  сельской местности, стимулировать  малое предпринимательство в  сфере услуг и в агропромышленном комплексе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Местное  самоуправление в сфере обеспечения  экологической безопасности

   В сфере обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды  в условиях развития рыночных отношений  на федеральном и региональном уровнях  основными направлениями являются:

  • экологически обоснованное размещение производительных сил;
  • экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключения 

Итак, мы рассмотрели управление и самоуправление в государстве и сделали выводы, что:

     1) самоуправление - гарантированное Конституцией  или иными государственными актами  право местных органов самостоятельно  решать круг вопросов, отнесенных  к их компетенции; 

Информация о работе Местное самоуправление и тенденции развития