Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: является раскрыть историю становления и развитие самоуправления в России, его правовое регулирование, показать, как местное самоуправление способно решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций. Исходя из этого можно определить следующие задачи:
тенденции развития местного самоуправления;
задачи органов местного самоуправления;
роль местного самоуправления в региональной политике страны.
Введение
Глава I. История, правовое регулирование и организация местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. История становления и развития самоуправления в России
1.3. Организация местного самоуправления в Российской Федерации
Глава II. Роль местного самоуправления в региональной политике страны
Глава III. Местное самоуправление и тенденции развития
3.1. Местное самоуправление в области социальной сферы
3.2. Местное самоуправление в области повышения уровня жизни населения
3.3. Местное самоуправление в сфере занятости
3.4. Местное самоуправление в сфере обеспечения экологической безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Именно
законодательство Екатерины II можно
считать первой попыткой формирования
российского муниципального права
1.2. Современное
правовое регулирование и
Новая Конституция России определила местное самоуправление, как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ «контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел». Конституцией России право населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений органов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.
Одно
из ключевых понятий, раскрывающих сущность
местного самоуправления, - самостоятельность.
Органы местного самоуправления, в
соответствии с Конституцией, наделяются
собственной компетенцией, свободой
в осуществлении этой компетенции
и несут за это ответственность.
Самостоятельность местного самоуправления
подчеркивается тем, что Конституция
не включает органы местного самоуправления
в систему органов
Более
того, в целях укрепления и сохранения
территориальной целостности
Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» - это не
только и не столько закон о
самостоятельности местной
Из текста закона следуют три направления реализации его положений:
Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):
Но прописать
все в деталях Федеральный
закон не может, да и не должен, так
как Конституция Российской Федерации
предусматривает, что установление
общих принципов организации
местного самоуправления, развивающих
конституционные положения о
местном самоуправлении, относится
к совместному ведению
Основная
же масса организационных вопросов
должна определяться законодательством
субъектов Российской Федерации
и уставами самих муниципальных
образований, так как при осуществлении
местного самоуправления особенно велика
роль местных условий и традиций.
В организации местного самоуправления
в субъектах Российской Федерации
не должно быть единообразия. Задача законодателя
заключается в том, чтобы при
необходимом многообразии и учете
местных традиций в законодательстве
субъектов Российской Федерации
не допустить прямого или
Местное самоуправление в Краснодарском крае - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через выборные органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, местных традиций, на основе Конституции Российской Федерации, Европейской Хартии местного самоуправления, федеральных законов, уставов муниципальных образований. Под местным самоуправлением понимается также право и реальная способность органов местного самоуправления выполнять передаваемые им государственные полномочия, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется Советами местного самоуправления, состоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы могут иметь подотчетные им исполнительные органы.
Муниципальное образование - населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборный орган местного самоуправления.
Совет местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Исполнительный
комитет Совета местного самоуправления
- избираемый из числа депутатов
выборный орган Совета местного самоуправления,
исполняющий организационно-
Председатель
исполнительного комитета - выборное
должностное лицо Совета местного самоуправления,
избираемое из числа депутатов Совета
и подотчетное ему. Депутат Совета
местного самоуправления - лицо, избранное
избирателями соответствующего избирательного
округа в орган местного самоуправления
на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при
тайном голосовании, осуществляющее полномочия
в пределах, установленных федеральным
и краевым законодательством, а также
уставом муниципального образования.
1.3. Организация
местного самоуправления в
Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. В России накоплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах. Но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел.
В Советском
государстве с первых лет его
существования создается единая
система Советов - сверху донизу. Ее
низовые звенья выполняли функции
местных органов
И все же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Они поддерживались в ряде научных трудов. Рождались интересные формы самоуправления на местах, которые широко распространялись.
Тем не менее официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, произошло лишь в последние годы. В 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», в 1991 г. в РСФСР был утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.
Новый
курс и новые правовые акты способствовали
масштабному развитию идей и институтов
местного самоуправления. В областях,
городах и районах стали
Наконец,
12 августа 1995 г. Государственной Думой
был принят Федеральный закон
«Об общих принципах
Просторы нашей страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий, культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности для правового регулирования в данной сфере. Приходится одновременно осуществлять его на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований.
Учитывая
все это, коллектив сотрудников
Института подготовил комментарий
к Федеральному закону «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Это постатейный комментарий, в
котором дается разъяснение содержания
каждой статьи настоящего Закона (в большинстве
случаев - по пунктам, иногда - в виде общего
комментария ко всей статье). Комментируется
текст на момент вступления Закона в силу.
Здесь обобщена практика применения и
действия не только данного Закона, но
и других федеральных актов. Большое внимание
уделено анализу связанных с ними законов
республик, областей и других субъектов
Федерации, поскольку сфера местного самоуправления
является весьма многообразной и максимально
децентрализованной.
Глава II. Роль местного самоуправления в региональной политике страны
Важную роль в региональной политике играет местное самоуправление. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.
Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.
Информация о работе Местное самоуправление и тенденции развития