Состояние современной муниципальной кадровой политики в регионах Южного федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить современное состояние муниципальной кадровой политики и проблем регионального развития Южного федерального округа.
Согласно вышеупомянутой цели мы постарались решить ряд задач, а именно:
Рассмотреть институт федеральных округов, а также их место в экономике России;
Охарактеризовать геополитическое положение, современное состояние и проблемы ЮФО;
Исследовать состояние кадровой политики в стране и ЮФО, а также рассмотреть перспективы развития кадровой политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Институт федеральных округов 5
1.1 Федеральные округа и их место в экономике Российской Федерации 5
1.2. Перспективы развития и оптимизации Федеральных округов 11
1.3. Современное состояние Южного Федерального округа 18
Глава 2. Теоретические аспекты кадровой политики 23
2.1. Содержание кадровой политики в государстве и региональных подразделениях 23
2.2. Развитие и формирование кадров в государстве и отдельном регионе 25
2.3. Перспективы развития кадровой политики в Южном Федеральном округе 26
Заключение 29
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Пономаренко курсовик.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Центр:

город Ростов-на-Дону

Территория:

Площадь – 416 тыс. 840  км2

(3,5% от РФ)

Население:

Численность – 13 798 404 чел., что составляло 9,45% от РФ

Плотность населения - 36,8 чел./км2

Крупные города:

Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Сочи, Таганрог, Волжский. (на территории округа 79 городов)


Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией. Транспортно-дорожный комплекс Юга России представляет собой совокупность практически всех видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. К числу ведущих портов и портовых комплексов относятся Новороссийский и Туапсинский, Махачкалинский, Таганрогский, Ейский, Кавказ и Темрюк.

С точки зрения ресурсной составляющей Южный федеральный округ имеет серьезные преимущества перед другими регионами России, которые много обсуждаются, но недостаточно используются. Это запасы нефти, газа (по итогам 2003 года в округе добыто 12,8 млн. тонн нефти и 16,6 млрд. м3 газа – 3 % российской нефтегазодобычи) и перспективные для разработки титановые, вольфрамовые, циркониевые, никель-молибден-кобальтовые, ртутные и др. месторождения на территории отдельных регионов округа.

Основу угольно-сырьевой базы Юга России составляет один из старейших и некогда крупнейших в стране районов угледобычи - российская часть Донецкого угольного бассейна (Восточный Донбасс). Добыча угля в 2003 году составила 6,9 млн. тонн – 2,5 % общероссийской угледобычи.

Здесь действуют две энергосистемы: ОЭС центра и ОЭС Северного Кавказа, которые обеспечивают централизованное энергоснабжение потребителей электроэнергии и производственных мощностей в регионах Южного федерального округа. Производство электроэнергии по итогам 2008 года составило 65,3 млрд. кВт.ч – 7 % общероссийского показателя.

Кроме того, округ обладает крупным рыбохозяйственным комплексом (по итогам 2009 года улов рыбы и добыча морепродуктов по округу оцениваются в 104 тыс. тонн, или 3 процента от РФ), благоприятными природно-климатическими условиями для растениеводства (включая кормопроизводство) и животноводства. Это в свою очередь объективно создает базу для сбалансированного развития отраслей промышленности и агропромышленного комплекса. В то время как удельный вес сельхозугодий в целом по России сравнительно невелик (12,9 процента), в Южном федеральном округе к категории сельхозугодий относится 74,3 процента земельного фонда, что обусловливает аграрную специализацию Юга России. Так, общая площадь земельных угодий округа составляет 59,1 млн. га, в том числе 43,9 млн. га - сельхозугодия, из них 22,8 млн. га - пашня, 19,2 млн. га - пастбища.

Помимо растениеводства на Юге России есть все возможности для развития животноводства, которое на сегодняшний день ориентировано на мясное, с преимущественным развитием свиноводства и овцеводства. На долю Южного федерального округа на начало 2009 года приходится 16 процентов крупного рогатого скота (4,1 млн. голов), 22 процента поголовья свиней (3,7 млн. голов), половина российского стада овец и коз (8,7 млн. голов). Мясо скота и птицы в валовой продукции животноводства в Южном федеральном округе занимает 55 %, тогда как молоко всего лишь 32.

Разнообразие природно-ресурсного потенциала Южного федерального округа обусловлено сочетанием равнинных, приморских, предгорных и высокогорных ландшафтов, комфортными климатическими условиями. Это способствует развитию системы курортно-рекреационного хозяйства. Главным климатообразующим, лечебным и оздоровительным фактором является Черноморское побережье. По количеству санаториев и пансионатов с лечением, больше половины которых расположены на Черноморском побережье Краснодарского края, округ занимает первое место среди других федеральных округов.

Почти 70 процентов основных фондов Южного федерального округа сосредоточены в отраслях, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Отраслевые пропорции производящих отраслей выглядят следующим образом: 65 процентов основных фондов в промышленности, 31 процент - в сельском хозяйстве, 4 процента - в строительстве. Из отраслей, оказывающих рыночные услуги, наибольший объем сконцентрирован на транспорте (38 процентов).

По числу предприятий и организаций, зарегистрированных на своей территории, округ занимает четвертое место среди федеральных округов. Более 75 процентов всех его предприятий находятся в частной собственности, что соответствует среднему показателю по России. По количеству малых предприятий округ занимает пятое место. Почти половина малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания. По числу крестьянско-фермерских хозяйств ЮФО вышел на лидирующие позиции, причем со значительным отрывом - так, на начало 2003 года насчитывалось 105,7 тыс. КФХ (для справки: в крупнейших, Центральном и Приволжском, федеральных округах - 39,8 тыс. и 43,7 тыс. хозяйств соответственно).

Одной из составляющих ресурсной части округа является наличие значительных трудовых ресурсов. 10 млн. человек относятся к категории экономически активного населения, это почти 44 процента всего населения округа (в целом по России - около 50 процентов). Из них 8,4 млн. человек заняты в экономике. Уровень общей безработицы в целом по округу оценивается в 16,3 процента. Несмотря на территориальную близость и общие закономерности в формировании рынка труда, субъекты округа довольно существенно отличаются параметрами безработицы.

Типичной для многих территорий является структурная безработица, вызванная тем, что структура спроса на рабочую силу (а это, в большинстве, разнообразные специалисты сферы услуг и рабочие высокой квалификации) не совпадает со структурой предложения (инженерно-технические работники, высвобождаемые руководители среднего звена, выпускники вузов).

Если оценивать возможности округа в формировании качественных трудовых ресурсов, необходимо обратиться к данным, характеризующим наличие в округе учебных заведений. Вузы выполняют не только образовательную функцию, но и являются центрами формирования культурной среды регионов, а также несут серьезную имиджевую нагрузку. Неслучайно даже на фоне экономического спада количество вузов в стране неуклонно увеличивалось. В 1990 году в регионах, ныне входящих в состав Южного федерального округа, имелось 60 государственных вузов. В настоящее время их количество увеличилось до 80, а также было создано 66 негосударственных вузов (без учета филиалов). По наличию государственных и негосударственных вузов округ занимает третье место среди федеральных округов, а по количеству государственных средних специальных учебных заведений (302) - четвертое. Основное их количество (почти 75 процентов) сосредоточено в краях и областях округа.

Целостное представление о результатах экономической деятельности на макроуровне дает агрегированный показатель валового регионального продукта.

Однако, одной из наиболее серьезных проблем в развитии социально-экономической сферы Южного федерального округа, является невыплата заработной платы. Задолженность по зарплате в ЮФО составляет около 3000 млн. руб.


Глава 2. Теоретические аспекты кадровой политики

2.1. Содержание кадровой политики в государстве и региональных подразделениях

 

Как объект управления человеческие ресурсы являются одновременно производителями и потребителями материальных и духовных благ. Особенность управления человеческими ресурсами состоит в необходимости всестороннего учета интересов личности, организации, региона и всего общества, обеспечения их органического сочетания. Субъект управления человеческими ресурсами – государство – разрабатывает комплекс социально-экономических и организационно-правовых мер, направленных на эффективное их формирование, распределение, перераспределение и использование. Функцию управления человеческими ресурсами наряду с государственными осуществляют и негосударственные органы; к субъекту управления человеческими ресурсами относятся также профессиональные союзы и ассоциации, предпринимательские структуры, трудовые коллективы и др.

Управление человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики. Оно направлено, во-первых, на формирование качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей общественного производства в квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение между отраслями и регионами страны; в-третьих, на рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

По содержанию кадровая политика охватывает такие проблемы:

● целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;

● распределение и перераспределение работников по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;

● рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом;

● организация кадровой и социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.

Таким образом, кадровая политика как система управления человеческими ресурсами региона, отрасли и страны в целом включает в себя ряд основных направлений:

● Демографическая политика – часть кадровой политики государства, направленная на управление процессами демографического развития страны и ее отдельных регионов, т.е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.

● Политика в области образования – часть кадровой политики, целью которой является всестороннее развитие человека, его умственных и физических способностей, воспитание высоких нравственных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному и профессиональному выбору, обогащение на этой основе кадрового потенциала страны, обеспечение народного хозяйства квалифицированными работниками.

● Политика в области занятости – часть общегосударственной кадровой политики, связанная с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и участием его в хозяйственной деятельности общества. Цель этой политики – создать такие материально-технические и социально-экономические условия, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется объективная возможность участвовать в общественно полезном труде.

● Политика в области труда и заработной платы – часть кадровой политики, связанная с осуществлением контроля за мерой труда и потребления материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений и оплаты труда, его материальным стимулированием, состоянием и укреплением трудовой и производственной дисциплины, характером и условиями труда, его содержанием и др.

● Социальная политика – часть кадровой политики, направленная на создание благоприятных условий для наиболее полного развития человека, его личностного потенциала за счет всемерного улучшения труда и быта людей, организации здравоохранения, торгового и бытового обслуживания населения, развития жилищно-коммунального хозяйства, организации социального обеспечения, развития культуры и искусства, поднятия уровня жизни и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что выработка стратегий кадровой политики зависит от человеческого ресурса и социального управления развитием этого ресурса.

 

2.2. Развитие и формирование кадров в государстве и отдельном регионе

 

Определяя, какие кадры потребуются для выполнения стоящих перед обществом задач, необходимо разрабатывать методы по их подготовке, правильному распределению и использованию в каждом конкретном случае. Такая программа должна предусматривать:

Информация о работе Состояние современной муниципальной кадровой политики в регионах Южного федерального округа