Система страхования государственного и муниципального имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Становление и развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования недвижимости, являющейся весомой составляющей экономики отдельных регионов и российской экономики в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 5
1.1. МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 13
1.3. ОПЫТ СТРАХОВАНИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ 16
2.ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЗРАБОТОК И ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 20
2.1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМОВ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 20
2.2.АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 28
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ 30
3.ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 33
3.1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 33
3.2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 36
3.3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 53

Файлы: 1 файл

Sistema strahovaniya gosudarstvennogo i municipal'nogo imuschestva.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

     Страхованием  возмещается прямой ущерб (убытки) и расходы, связанные с восстановлением нарушенного права Заказчика вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) Исполнителем своих обязательств по контракту.

     Обычно  по договору страхования госзаказа  Страховая компания возмещает Заказчику ущерб в связи с неисполнением (или ненадлежащим исполнением) своих обязательств Исполнителем по контракту. А так же страхованием покрываются ущерб, неустойки и гарантийный срок по контракту. Страховая защита распространяется на следующие страховые события:

  • Нарушение сроков поставки товаров (услуг, работ).
  • Нарушение требований, установленных к качеству, техническим характеристикам, безопасности, потребительским свойствам товара, работ, услуг.
  • Нарушение требований, установленных к количеству: размерам, упаковке, отгрузке товаров, а также требований к результатам работ, услуг.

     Стоимость договора в разных страховых компаниях  колеблется от 0,14% до 1,5%. Но при выборе Страховщика следует учитывать, что он должен иметь лицензию на данный вид деятельности, а так же то, что слишком заниженные страховые тарифы могут вызвать недоверие со стороны Госзаказчика. Кроме того, не стоит забывать о том, что данный вид страхования находится под пристальным вниманием госорганов. В частности, в Правительстве Москвы готовятся распорядительные документы о критериях отбора страховых фирм.

3.2.Предложения  по государственному регулированию страхования государственного (муниципального) имущества

     В целях повышения эффективности  финансового надзора, необходимо использование, принятой в ряде стран (США, Германия), системы "раннего предупреждения" финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых премий, ростом капитала и свободных активов страховщика, коэффициентом расходов на ведение страховой организации, страховыми выплатами, страховыми резервами и так далее.

     Выбранный перечень таких индексов позволяет  путем несложного с технической  точки зрения и быстрого анализа  выявлять страховщиков, приближающихся к критическим с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости отметкам и применять к ним оперативные меры воздействия. Кроме того, в Российской Федерации последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода. За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может существенно ухудшиться и меры надзора могут быть приняты слишком поздно, что существенно осложнит эффективную защиту интересов страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования. Доказательством этому являются банкротства страховщиков, таких, как "Налко", "Народный резерв, причиной которых стал быстрый рост страховых операций в отсутствие достаточной капитализации.

     В странах ЕС и ряде стран ОСЭР практикуется контроль за финансовыми группами, особенно в случаях перекрестного  владения акциями друг друга участниками  групп, объединяющих страховые организации, банки, фондовые организации, пенсионные фонды и другие финансовые институты. Такое перекрестное владение акциями и активами друг друга участниками группы зачастую существенно уменьшает ее финансовую устойчивость в целом и влечет за собой акселерацию проблем платежеспособности для всех участников финансовой группы.

     Неэффективность российского надзора связана и со ступенчатостью применения мер воздействия на страховщиков, не соблюдающих требования страхового законодательства, например, более строгие, но эффективные меры: приостановление, ограничение и отзыв лицензии, - возможны только после дачи предписания и получения информации о его неисполнении. Единственным исключением является осуществление страховщиком рекламной деятельности, противоречащей требованиям действующего законодательства, в этом случае по представлению ГКАП страховой надзор имеет право отозвать лицензию немедленно.

     Рассмотрим  конкретные государственные механизмы  регулирования страхования государственного (муниципального) имущества.

     Государственное регулирование является необходимым  элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

     В систему мер государственного регулирования страхования  входят следующие:

     1. Лицензирование - регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности в области страхования государственного (муниципального) имущества выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

  • форму лицензии и ее реквизиты;
  • требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);
  • перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнесплан на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
  • порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
  • порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

     За  выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

     2. Контроль за обеспечением финансовой  устойчивости страховщиков. Можно  выделить пять основных факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость  страховой компании:

  • достаточный собственный капитал;
  • размер обязательств (включая технические резервы);
  • размещение активов;
  • портфель рисков, переданных в перестрахование;
  • тарифная политика.

     3. Разработка форм и порядка  статистической отчетности и  контроль за своевременным представлением  финансовой отчетности страховых  организаций.

     4. Налогообложение страховщиков и страхователей.

     5. Другие меры государственного  регулирования страховой деятельности.

     Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

     Основными функциями этого органа являются:

     - выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

     - ведение единого Государственного  реестра страховщиков и их  объединений; 

     - ведение реестра страховых брокеров;

     - установление по согласованию  с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

     - установление сроков публикации  годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

     - контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

     - установление правил формирования  и размещения страховых резервов;

     - разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

     - обобщение страховой практики, представление  предложений по совершенствованию  законодательства РФ о страховании. 

     Регламентированные  права ФССН состоят в следующем:

     - получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

     - проведение проверок соблюдения  страховщиками законодательства  Российской Федерации; 

     - ограничение действия лицензий  страховщиков, нарушающих Законодательство  РФ;

     - обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков .

     Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам:

     - использование достоверной и  полной финансовой, бухгалтерской  и иной информации;

     - своевременность и полнота надзора;

     - действенность и оперативность  в применении санкций со стороны надзора.

     Современная система российского страхового надзора, с этой точки зрения, малоэффективна, что может быть объяснено следующими причинами: недостаточной численностью сотрудников надзора (около 60 человек  в центральном аппарате и почти  столько же на местах; для сравнения, в штате Нью-Йорк, где зарегистрировано почти такое же число страховых организаций, численность сотрудников надзора составляет около 1400 чел., из которых 800 занимаются проверками непосредственно в страховых организациях), недостаточным уровнем квалификации сотрудников надзора, неоправданно частыми изменениями структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти, недостаточным уровнем оплаты труда, отсутствием современных способов обработки и передачи данных, неэффективным использованием территориальных инспекций надзора для функций контроля, недостаточное закрепление в законах и законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям, недостаточно проработанной системой санкций при нарушениях, установленных в деятельности страховой организации.

     Перечисленные основные "проблемные зоны" в организации  надзора могут быть устранены  принятием специального закона "О  страховом надзоре", как это  предусмотрено Гражданским Кодексом Российской Федерации.

     Необходимо  особенно остановиться на вопросах антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Юридическая монополия на право  осуществления страховой деятельности Госстрахом и Ингосстрахом отменена после принятия законов и законодательных актов, регулирующих страхование в Российской Федерации. Однако никаких специальных норм, связанных с пресечением фактических монополий в страховании, в законодательстве Российской Федерации не существует. Принятая практика пресечения монополизма предусматривает проведение различного рода конкурсов среди страховщиков при проведении, например, обязательного государственного страхования.

     В странах ЕС антимонопольное законодательство имеет следующие основные цели:

     - недопущение установления монопольно высоких или низких цен на страховые услуги путем соглашения об этом между страховщиками;

     - недопущение получения страховщиком, включая и аффилированные структуры  с ним, страховой премии в  определенном секторе страхового  бизнеса более 30% (или иного уровня) страховой премии;

     - недопущение приобретения одним  лицом более, чем установленного  максимума акций (по стоимости)  страховой организации;

     - недопущение юридической монополии  какого-либо страховщика на проведение  какого-либо вида страхования.

     Применяемые меры имеют крайне широкий спектр, начиная от согласования, например, условий деятельности страховых  пулов с соответствующими органами (полномочия по осуществлению антимонопольного законодательства в различных странах  исполняют различные организации, от специально учрежденных органов до отделов в Министерстве экономики или Министерстве финансов) до штрафов и принудительного прекращения продажи полисов определенного вида страхования, а также продажи части акций страховых организаций или отдельных страховых организаций, входящих в юридически зависимые финансовые или страховые группы.

     Государственное право устанавливает основополагающие элементы организации страхового надзора  в Российской Федерации, в частности, что регулирование и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляются на основании федерального законодательства России, а также определяет место органа страхового надзора в системе органов государственной исполнительной власти, принципы организации его деятельности, самостоятельности в осуществлении надзорных функций, подотчетности и источники финансирования.

Информация о работе Система страхования государственного и муниципального имущества