Система страхования государственного и муниципального имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Становление и развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования недвижимости, являющейся весомой составляющей экономики отдельных регионов и российской экономики в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 5
1.1. МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 13
1.3. ОПЫТ СТРАХОВАНИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ 16
2.ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЗРАБОТОК И ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 20
2.1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМОВ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 20
2.2.АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 28
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ 30
3.ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 33
3.1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 33
3.2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА 36
3.3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 53

Файлы: 1 файл

Sistema strahovaniya gosudarstvennogo i municipal'nogo imuschestva.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

     Правомочие  распоряжения — это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения. Правомочие пользования — юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств. Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.

     10. Управление — элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

     Управление  осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и  управления, а также другими (в  том числе общественными) организациями  с целью достижения максимального  народно-хозяйственного эффекта.

     Управление собственностью — как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.

     11. Система — совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.

     12. Приватизация федеральной собственности — возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

     Здесь приватизация рассматривается как  средство оптимизации структуры  собственности, направленное, с одной  стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой — на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.

     13. Деприватизация — обращение федерального имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

     В рамках рассмотренных понятий и  определений в первую очередь  необходимо рассмотреть существующие проблемы управления федеральной собственностью. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:

     * недвижимое имущество;

     * государственные унитарные предприятия;

     * пакеты акций, находящиеся в  федеральной собственности.

     К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство  действует как менеджер, могут  быть отнесены следующие предприятия:

  • Оборонные предприятия
  • Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства
  • Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения
  • Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности)
  • Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

     Важнейшим отличием государственных (муниципальных) предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

     1. Экспертиза плана деятельности предприятия

     2. Определение значений основных  финансово-экономических показателей

     3. Утверждение плана предприятия,  включая штатное расписание и условия оплаты труда

     4. Регулярный текущий контроль исполнения плана

     5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов). 2

     Государственным (муниципальным ) имуществом в России управляет Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом (официальное сокращенное наименование - Росимущество).

     Росимущество — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

     Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должникафедерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

1.2. Необходимость, правовое регулирование страхования государственного (муниципального) имущества

     Принимая  во внимание, что принципы государственного управления предприятиями, находящимися исключительно в государственной  собственности, существенно отличаются от принципов, на основе которых осуществляется управление коммерческими предприятиями, следует в первую очередь разделить все предприятия, полностью или частично принадлежащие государству на две основные группы.

     При определении предприятий, которые  должны находится исключительно в государственной собственности, следует использовать следующие критерии:

  • Необходимость сохранения предприятия. Наличие непреодолимых обстоятельств, определяющих необходимость обязательного существование данного предприятия (причины, по которым данное предприятие не может быть ликвидировано или перепрофилировано);
  • Невозможность коммерческого финансирования (дополнительные критерии).

     Приведенные ниже группы факторов являются ключевыми  при определении предприятия, которые  должны находится исключительно в государственной собственности.

     Группа 1: Необходимость  сохранения предприятия 

     (1) Угроза утраты национальной безопасности  в случае ликвидации, перепрофи-лирования  или приватизации предприятия. 

     (2) Предприятие производит такие  товары или услуги, потребности в которых должны быть обязательно покрыты, и для которых не существуют или, по объективным причинам, не могут быть использованы товары-заменители от независимых (коммерческих) производителей (например: производство ядерного оружия)

     (3) Продукты или услуги, создаваемые предприятием, имеют значение для формирования стратегического потенциала государства (например: фундаментальные научные исследования области космоса).

     Группа 2: Невозможность  коммерческого финансирования

     (4) Объективные ограничения рентабельности предприятия (плановая убыточность)

     (5) Предприятие не может быть  привлекательным для инвесторов, вследствие отсутствия потенциала  роста (развития) или не располагает  необходимым обеспечение для  банковских займов 

     (6) Предприятие не может обеспечить раскрытие финансово-экономической информации, вследствие повышенных требований секретности

     (7) Неприемлемый для инвесторов  уровень рисков.

     Например, единственным потребителем продукции  предприятия является государство, а свободный рынок для данной продукции или услуг отсутствует.

     Все правовые отношения, связанные с  проведением страхования государственного имущества, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

     И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая — государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

     В Российской Федерации, как и в  ряде западных государств (например, в  Германии) сложилась трехступенчатая  система правового регулирования страхового дела.

     I ступень — Общее гражданское право

     К этой ступени правового регулирования  страхования следует отнести  прежде всего Гражданский кодекс РФ и другие подобные нормативные  акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

     Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

Информация о работе Система страхования государственного и муниципального имущества