Правовое регулирование деятельности автономных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на материалах Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества Шуйского муниципального района Ивановской области изучить правовое положение автономного учреждения.

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 138.58 Кб (Скачать)

 Наблюдательный совет

Наблюдательный совет является обязательным органом управления, создаваемым в автономном учреждении34.

В состав наблюдательного совета МАУ ДОД – Центр детского творчества входят  5 человек, срок полномочий которых определяется п. 6.2.2. уставаМАУ ДОД – Центр детского творчества – 3 года. Одно и тоже лицо может быть членом наблюдательного совета неограниченное число раз. При этом членам наблюдательного совета не выплачивается вознаграждение – это деятельность на общественных началах. Обязательным является участие в наблюдательном совете:

представителей учредителя автономного учреждения;

представителей исполнительных органов государственной власти или представителей органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;

представителей общественности, в том числе лиц, имеющих заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Могут входить в состав наблюдательного совета:

представители органов государственной власти и местного самоуправления;

представители работников автономного учреждения.

Число представителей государственных органов и органов местного самоуправления в наблюдательном совете недолжно превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (при этом не менее половины от числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения).

Отметим, что эта частица «не», введенная в текст п. 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях Законом № 83-ФЗ, смягчает проблемный вопрос о комплектовании наблюдательных советов автономных учреждений представителями учредителя. До включения частицы «не» в текст данной статьи количество представителей учредителя в наблюдательном совете должно было составлять не менее двух человек. Однако если на уровне муниципалитета создано большое количество автономных учреждений,то обеспечить участие и присутствие на заседаниях наблюдательных советов раз в квартал или чаще соответствующего количества сотрудников органа государственной власти или органа местного самоуправления, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, весьма проблематично.

Наблюдательный совет Учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя  или руководителя Учреждения  о внесении изменений в устав  Учреждения;

2) предложения учредителя  или руководителя Учреждения  о создании и ликвидации филиалов  Учреждения, об открытии и о  закрытии его представительств;

3) предложения учредителя  или руководителя Учреждения  о реорганизации Учреждения или  о его ликвидации;

4) предложения учредителя  или руководителя Учреждения  об изъятии имущества, закрепленного  за Учреждением на праве оперативного  управления;

5) предложения руководителя  Учреждения об участии Учреждения  в других юридических лицах, в  том числе о внесении денежных  средств и иного имущества  в уставный (складочный) капитал  других юридических лиц или  передаче такого имущества иным  образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или  участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной  деятельности Учреждения;

7) по представлению руководителя  Учреждения проекты отчетов о  деятельности Учреждения и об  использовании его имущества, об  исполнении плана его финансово-хозяйственной  деятельности, годовую бухгалтерскую  отчетность Учреждения;

8) предложения руководителя  Учреждения о совершении сделок  по распоряжению имуществом, которым  в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 Федерального закона    Учреждение не вправе распоряжаться  самостоятельно;

9) предложения руководителя  Учреждения о совершении крупных  сделок;

10) предложения руководителя  Учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется  заинтересованность;

11) предложения руководителя  Учреждения о выборе кредитных  организаций, в которых автономное  учреждение может открыть банковские  счета;

12) вопросы проведения  аудита годовой бухгалтерской  отчетности автономного учреждения  и утверждения аудиторской организации.

По вопросам, указанным в подпунктах 1 - 4 и 8 наблюдательный совет Учреждения дает рекомендации. Учредитель Учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета Учреждения.

По вопросу, указанному в подпункте 6  наблюдательный совет Учреждения дает заключение, копия которого направляется учредителю Учреждения. По вопросам, указанным в пунктах 5 и 11 наблюдательный совет Учреждения дает заключение. Руководитель Учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета Учреждения.Документы, представляемые в соответствии с пунктом 7 утверждаются наблюдательным советом Учреждения. Копии указанных документов направляются учредителю Учреждения.

По вопросам, указанным в подпунктах 9, 10 и 12 наблюдательный совет Учреждения принимает решения, обязательные для руководителя Учреждения.

 Рекомендации и заключения  по вопросам, указанным в пунктах 1 - 8 и 11 даются большинством голосов  от общего числа голосов членов  наблюдательного совета Учреждения.

Решения по вопросам, указанным в подпунктах 9 и 12 принимаются наблюдательным советом Учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета Учреждения.

Решение по вопросу, указанному в подпункте 10 принимается наблюдательным советом Учреждения в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 настоящего Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об автономных учреждениях" .

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения. По требованию наблюдательного совета Учреждения или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета Учреждения.

Заседания наблюдательного совета автономного учреждения должны проводиться не реже одного раза в квартал. При этом заседание признается правомочным, если о его проведении извещены все члены совета и их явка составляет более 50%.Порядок работы наблюдательного совета регламентирован Положением  о наблюдательном совете МАУ ДОД – Центр детского творчества.

Каждый член наблюдательного совета имеет целый ряд основных обязанностей. В связи с этим собрать всех членов наблюдательного совета практически невозможно. Для оперативного решения вопросов часто применяется способ заочного голосования. Директору автономного учреждения приходиться объезжать всех членов наблюдательного совета по отдельности, что отрывает руководителя от выполнения своих непосредственных обязанностей. Члены наблюдательного совета МАУ ДОД – Центр детского творчества  имеют возможность контролировать и реально контролируют деятельность автономного учреждения в ходе своей повседневной деятельности без образования специального института.

Практический опыт МАУ ДОД – Центр детского позволяет сделать вывод об отсутствии реальной пользы от существования наблюдательного совета. Введение этого института лишь обременяет и членов совета и руководителя автономного учреждения необходимостью проведения бессмысленных заседаний.

 

2.4 Участие автономных  учреждений в гражданско-правовых  отношениях

Для того, чтобы рассмотреть участие автономных учреждений в различных видах договорных отношений, рассмотрим понятие договора.

Согласно ст. 420 ГК РФ, договор определяется как соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор представляет собой двух- или многостороннюю сделку, которая основывается на волеизъявлении двух и более лиц. Договоры подчиняются нормам о сделках, об обязательствах и нормам, посвященным определенному виду договоров. Таким образом, договор - это, в первую очередь, соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно в интересах обоюдной выгоды. Если взаимное согласие сторон отсутствует, то нет и договора.

Договор характеризуется определенными признаками, а именно:

- договор – волевой акт (действия граждан и юридических лиц);

-обязательно соблюдение действующего законодательства при заключении договора;

-договор направлен на возникновение, прекращение, изменение гражданских прав и обязанностей;

-договор порождает гражданские отношения, т.к. именно гражданское законодательство определяет правовые последствия, наступающие после заключения договора.

В зависимости от количества участвующих в договоре сторон выделяют:

-  односторонние договоры;

-  многосторонниедоговоры;

-  двухсторонние договоры.

По наличию встречного исполнения все договоры делятся на возмездные и безвозмездные.

Возмездным называется договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, то есть обязанности одной стороны в сделке совершить определенное действие соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального и иного блага35.

Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Договоры, как все сделки, разделяются по форме на устные, письменные, а также договоры, требующие нотариального удостоверения и государственной регистрации.

Анализируя гражданско – правовые договорные отношения МАУ ДОД – Центр детского творчества можно сказать, что данное учреждение заключает письменные, двусторонние, возмездные и безвозмездные договоры, а так же договоры, регламентируемые трудовым законодательством Российской Федерации.

Трудовой Кодекс Российской Федерации обязывает автономные учреждение, как в прочем и другие виды учреждений заключать договора между работниками и работодателем. К таким договорам относятся: коллективный договор, трудовой договор. Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социальные, трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

 Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах  и иных обособленных структурных  подразделениях.

 Порядок разработки  проекта коллективного договора  и его заключения определяется  сторонами в соответствии с  Трудовым кодексом и иными  федеральными законами36.

В МАУ ДОД – Центр детского творчества заключен Коллективный договор сроком на 3 года. Действие коллективного договора распространяется на всех работников учреждения.

Контроль за выполнением коллективного договора, а также соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также инспекцией по труду Ивановской области.

Трудовой договор в Трудовом кодексе РФ определяется как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка37

 Трудовой договор с работником в МАУ ДОД – Центр детского творчества разработан в соответствии с разделом 3 Трудового кодекса РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. МАУ ДОД – Центр детского творчества заключает как бессрочные, так и срочные трудовые договора (на время нетрудоспособности основного работника в связи с отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до 1,5 лет, до 3-х лет, на период отпуска), которые могут являться договорами по основному месту работу или договорами по совместительству(совмещению).

Особенности трудовых отношений и оплаты труда в автономных учреждениях являются не только одним из элементов, заметно отличающих этот тип муниципальных учреждений от других типов, но и одним из, так сказать, «притягательных» свойств, которые выступают в качестве мотивов перехода в «автономку».

Необходимость наличия в автономном учреждении штатного расписания обуславливается как трудовым законодательством, а также федеральным законодательством об автономных учреждениях, где утверждение штатного расписания автономного учреждения отнесено к функциям его руководителя.

Чисто формально в таком положении дел нет никакой особенности, характерной именно для автономного учреждения, так как в федеральном законодательстве нет указаний на то, что в других муниципальных учреждениях решение о том, каким быть штатному расписанию, должен принимать кто-то другой помимо самого учреждения.

 Финансирование деятельности  автономного учреждения производится  не по бюджетной смете, и в  связи с этим любые попытки  учредителя брать на себя формальное  утверждение штатного расписания  учреждения противоречат как  букве, так и духу действующего  федерального законодательства. Формально  учредитель может только косвенно  влиять на численность и состав  персонала автономного учреждения  через муниципальное задание  учреждению, определяя в нем те  или иные требования по объему, содержанию, качеству или порядку  оказания услуг или выполнения  работ. Например, в соответствии с муниципальным заданием МАУ ДОД – Центр детского творчества оказывает услугу по проведению муниципальных спортивных соревнований в рамках спартакиады школьников Шуйского муниципального района, что подразумевает необходимость регулярного присутствия на месте медсестры, можно потребовать от учреждения иметь в своем штате такого работника. Хотя в принципе, такое следствие необязательно – МАУ ДОД – центр детского творчества обеспечивает выполнение данного требования  через договор с медицинским учреждением.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности автономных учреждений