Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:49, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на материалах Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества Шуйского муниципального района Ивановской области изучить правовое положение автономного учреждения.
Введение
С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ранее установленной Гражданским кодексом РФ единой организационно-правовой форме «учреждение» образовалось два типа: бюджетное учреждение и автономное учреждение, которые существенно отличаются по своему статусу.
Преобразование в автономные большинства бюджетных учреждений, занятых в сфере образования, культуры, социальной поддержки и занятости населения, физической культуры и спорта, в настоящее время является одним из приоритетных направлений политики Правительства Российской Федерации по реструктуризации бюджетного сектора.
Подготовка и принятие Федерального закона «Об автономных учреждениях» вызвали немало откликов и противоречивых оценок среди ученых, публицистов и депутатов Государственной Думы.
По замыслу авторов проекта названного закона целью введения нового типа учреждений является предоставление большей свободы в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, что будет способствовать дальнейшему развитию отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
В тоже время введение нового типа учреждений явилось следствием реализации политики Правительства Российской Федерации по реструктуризации бюджетного сектора, смысл которой «состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций».
В этой связи частью депутатского корпуса, а также в некоторых публикациях высказывалось опасение, что в действительности образование автономных учреждений направлено на сокращение бремени содержания государством социальной сферы путем ее коммерциализации, замещение ранее бесплатных услуг населению платными, прогнозировалось, что при отсутствии бюджетного финансирования многие учреждения придут к состоянию стагнации.Общая идея законопроекта, по всей видимости, заключается в сокращении бремени содержания государством учреждений социальной сферы путем коммерциализации такого рода учреждений.
При массовом создании автономных учреждений на базе государственных или муниципальных учреждений прямым следствием этого явится сокращение услуг, оказываемых населению за счет средств соответствующих бюджетов, и соответствующее замещение ранее бесплатных услуг платными. В последствии следует ожидать, что произойдет своего рода «естественный отбор» автономных учреждений в связи с дифференциацией их финансово-хозяйственного положения.
Цель исследования заключается в том, чтобы на материалах Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества Шуйского муниципального района Ивановской области изучить правовое положение автономного учреждения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Определить понятие
- Изучить порядок создания автономного учреждения;
- Исследовать организационную
структуру автономного
- Рассмотреть участие
автономных учреждений в
В ходе исследования использованы методы анализа, синтеза, наблюдения, индуктивный и дедуктивный методы, метод ретроспективного анализа.
Методологической
основой исследования стали
Источниками, использованными в работе, являются акты, регулирующие процесс преобразования муниципальных учреждений в автономные, аналитические и статистические материалы, материалы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей – Центр детского творчества Шуйского муниципального района Ивановской области.
Нормативную основу исследования составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Теоретической основной работы являются концептуальные положения работ Батаева А.А., Кулаковой Е.В., Андреева В.К., Клишиной М. О. и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость проведенного исследования определяется наличием рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства, определяющего статус автономного муниципального учреждения.
Глава 1 Понятие, виды, типы учреждений
Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера
В зависимости от собственника выделяют:
-Государственные учреждения
- учредителями выступают
-Муниципальные учреждения
- учредителями выступают
-Частные учреждения - учредителями
выступают коммерческие
Учреждение - это организация, устав которой в качестве основных целей деятельности не предусматривает получения прибыли. Основной целью деятельности учреждения является выполнение какой-либо социальной функции или функций. К учреждениям относятся детские сады, больницы, образовательные учреждения и прочее.
Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.
Учреждения являются юридическими лицами. Они создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируются полностью или частично учредителем1 Учреждения представляют собой некоммерческие организации и подразделятся на три вида:
- учреждения, обладающие властными полномочиями. Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета;
- учреждения, не обладающие
властными полномочиями (театр, больница,
библиотека). Они создаются для
удовлетворения социальных
- образовательные учреждения. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"2. Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
1.1 Правовое положение учреждения
Учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде3.
Учреждение должно иметь самостоятельный баланс или смету. Оно создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами её территории.
Учреждение имеет печать с полным наименованием этого учреждения на русском языке. Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Учреждение может быть создано в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Создание учреждения в результате его учреждения осуществляется по решению учредителей.
Учредительными документами учреждения являются:
- устав, утвержденный собственником;
- решение собственника о создании учреждения.
Требования учредительных документов учреждения обязательны для исполнения самим учреждением и её учредителями.
В учредительном договоре учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия передачи ему своего имущества и участия в её деятельности, условия и порядок выхода участников из его состава.
Учредительные документы учреждения могут содержать также и иные не противоречащие законодательству положения.
Изменения в устав учреждения вносятся по решению её высшего органа управления.
Учредителями учреждения могут выступать граждане или юридические лица.
Число учредителей учреждения не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Учреждение может быть учреждено одним лицом.
Высшим органом управления учреждением в соответствии с его учредительным документом является собрание его учредителей.
Основная функция высшего органа управления учреждением - обеспечение соблюдения учреждением целей, в интересах которых оно было создано.
К компетенции высшего органа управления учреждением относится решение следующих вопросов:
- изменение устава учреждения;
- определение приоритетных
направлений деятельности
- образование исполнительных
органов учреждения и
- утверждение годового
отчета и годового
- утверждение финансового плана учреждения и внесение в него изменений;
- создание филиалов и
открытие представительств
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация учреждения.
Общее собрание членов учреждения или заседание коллегиального высшего органа управления учреждением правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствуют более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления учреждением принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами.
Учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Учреждение может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности учреждения, которые предусмотрены его учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться учреждениями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания учреждения, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты),
получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и
- доходы, получаемые от собственности учреждения;
- другие, не запрещенные законом поступления.
Таким образом, порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения. Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.
Схема 1 Система учреждений в Российской Федерации с 2011 года.
1.2 Казенные учреждения и их правовой статус
Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений.
Создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений4.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности автономных учреждений