Понятие, система и структура органов прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:29, реферат

Краткое описание

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Файлы: 1 файл

Правоохрана.docx

— 21.51 Кб (Скачать)

Понятие, система  и структура органов прокуратуры

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной  централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и  исполнением законов, а также  реализующих иные функции, установленные  федеральным законодательством  в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой  организации и деятельности прокуратуры  в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы  и распоряжения Генерального прокурора  РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним  военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры  РФ входит также Следственный комитет  при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные  подразделения:

  • главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  • следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
  • следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного  комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при  военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура  РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет  первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность  и освобождаются от должности  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре  РФ образуется коллегия в составе  Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным  прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры  РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное  следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной  деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического  обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению  участия прокурора в гражданском  процессе, по обеспечению участия  прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора  в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний, а  также другие управления и отделы.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов  в составе управлений – помощниками  Генерального прокурора РФ. В главных  управлениях, управлениях и отделах  устанавливаются должности старших  прокуроров и прокуроров, старших  прокуроров- криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители  Генерального прокурора РФ имеют  помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре  РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная  прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным  военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит  всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и  учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации  деятельности системы прокуратуры  и порядок реализации мер материального  и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной  численности и фонда оплаты труда  Генеральный прокурор РФ устанавливает  штаты и структуру Генеральной  прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает  штатную численность и структуру  подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает  на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В Генеральной прокуратуре  РФ действует научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждено Приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации научно-консультативного совета».

В структуре Генеральной  прокуратуры РФ на основании приказа  Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании информационно- аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном  представителе Президента в Российской Федерации в Федеральном округе»  в Российской Федерации были созданы  семь федеральных округов. В связи  с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной  властью на основании приказа  Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры. На управления Генеральной прокуратуры РФ в  федеральных округах возложены  следующие полномочия:

  1. координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  2. надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  3. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
  4. надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно- розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;
  5. расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении своих функций  управления Генеральной прокуратуры  РФ не подменяют прокуратуры субъектов  РФ, а взаимодействуют с ними и  вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность  Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие  прокуроры. Руководители прокуратур субъектов  РФ имеют первого заместителя  и заместителей, которые также  назначаются на должность Генеральным  прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов  РФ образуются коллегии в составе  прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности), а также  других прокурорских работников, назначаемых  прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ сформированы управления и отделы. Начальники управлений и  отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов  РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших  помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  следователей по особо важным делам  и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ могут  иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов РФ руководят  деятельностью прокуратур районов  и иных административно-территориальных  единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые  обязательны для исполнения всеми  нижестоящими прокурорами. Они также  могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных  прокуратур в пределах численности  оплаты труда, установленных Генеральным  прокурором РФ.

Прокуратуры районов возглавляют  соответствующие прокуроры. В указанных  прокуратурах устанавливаются должности  первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и  помощников прокуроров, а также старших  следователей и следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов  и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры  районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность  и освобождаются от должности  Генеральным прокурором РФ. Они подчинены  и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Специализированные  прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют  иные органы прокуратуры РФ, а также  за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление  функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация  и ликвидация органов военной  прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с  директивами Генерального штаба  Вооруженных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры  возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный  прокурор, который руководит деятельностью  органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных  прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры  субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная  природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов  РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной  природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным  прокурором по согласованию с прокурорами  субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную  природоохранительную прокуратуру  возложены следующие полномочия:

  • надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
  • уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные  прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры  расследуют преступления, совершенные  на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел  на транспорте, оперативно-розыскной  деятельностью, дознанием и предварительным  следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Информация о работе Понятие, система и структура органов прокуратуры