Система и структура органов прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является — дать четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции органы прокуратуры, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.
Для этого необходимо рассмотреть и решить задачи о правовом регулировании органов прокуратуры, рассмотреть их систему и структуру, а также раскрыть понятие прокуратуры

Оглавление

Введение
1. Правовое регулирование органов прокуратуры
2. Прокуратура Российской Федерации
3. Система органов прокуратуры РФ
5. Структура органов прокуратуры РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР по прокурорскому надзору.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

(Архангельск)

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юридических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Прокурорский надзор»

На тему: «Система и структура органов прокуратуры»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

6 курса

ЗФО гр.61юз

Мкртчян А.Г.

 

Научный руководитель:

Куприянов Ю.В.

 

 

Иваново 2012

 

Содержание

 

Введение         

1. Правовое регулирование   органов прокуратуры  

2. Прокуратура Российской Федерации   

3. Система органов прокуратуры  РФ    

5. Структура органов прокуратуры РФ   

Заключение         

Список использованной литературы     

 

Введение

Происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают  предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного  надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Вся многогранная правоохранная  деятельность российской прокуратуры  являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому  государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально  эффективной, приводила к реальному  укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими предпосылками  успешного осуществления  деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями  специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной  основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления  деятельности органов прокуратуры.

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют  органы, активно участвующие в  реализации законов и других правовых предписаний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической  деятельности после окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома. Ими должен владеть судья  и прокурор, следователь и дознаватель, адвокат и юрист, работающий в  законодательном или исполнительном учреждении, в государственной или  частной коммерческой либо производственной организации1.

Целью данной работы является — дать четкое представление о  том, как строятся и какие выполняют  функции органы прокуратуры, как  они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.

Для этого необходимо рассмотреть  и решить задачи о правовом регулировании  органов прокуратуры, рассмотреть  их систему и структуру, а также  раскрыть понятие прокуратуры.

 

1. Правовое регулирование  органов прокуратуры

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ правовое регулирование организации  и деятельности прокуратуры как  самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ. В настоящее  время правовые основы организации  и деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другими федеральными законами, международными актами, указами Президента РФ, а  также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров2.

Конституция РФ, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., закрепила  положение о том, что прокуратура  РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок  назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора  и других прокуроров (п. «л» ст. 72, п. «е» ст. 83, ст. 129). Конституция РФ не включает норм, регулирующих полномочия прокуроров, организацию и порядок  деятельности прокуратуры России, а  содержит ссылку на то, что эти вопросы  определяются Федеральным законом (ст. 129). Она, к сожалению, не наделила Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной  инициативы.

Законодательный акт, относительно детально регулирующий организацию  и деятельность российской прокуратуры  — Закон о прокуратуре. Будучи актом прямого действия, этот закон  определил цели, задачи, основные направления  и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал  порядок назначения их на должности  и освобождения от должностей. В  законе закреплены требования, предъявляемые  к лицам, назначаемым на должности  прокуроров и следователей, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение.

В Законе о прокуратуре  не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что этот вопрос определяется процессуальным законодательством  РФ, т.е. уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальными  кодексами, а также кодексом об административных правонарушениях. Так, действующее  уголовно - процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные  законом меры к устранению всех нарушений  закона, от кого бы эти нарушения  не исходили.

Законом регулируется весь спектр вопросов, связанных с порядком прохождения службы в органах  прокуратуры.

Нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся также во многих других законодательных актах. В  качестве примера можно привести такие, как: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 38, 39), федеральные  законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах  Федеральной службы безопасности в  Российской Федерации» (ст. 24), от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» (ст. 4, 21)3 и многие другие. Как правило, в этих законах воспроизводится требование закона о прокуратуре, о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов.

Деятельность органов  российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяется также международными и межгосударственными  договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиция) и другими.

Отдельные вопросы организации  и деятельности прокуратуры детализируется в актах Президента РФ. Например, Указами Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 и 30 июня 1997 г. № 659 утверждены соответственно «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»4 и «Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации»5.

В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются  также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые  играют большую роль в организации  нормального функционирования всей прокурорской системы. Издавая правовые акты, Генеральный прокурор ставит перед прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в базовом Законе о  прокуратуре. В этой связи можно  назвать приказы Генерального прокурора  от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры  по реализации полномочий в арбитражном  процессе», от 5 января 1997 г. № 1 «Об участии  прокурора в гражданском судопроизводстве», от 31 марта 1998 г. № 19 «Об улучшении  организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности», от 24 декабря 2001 г. № 80 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» и другие.

Прокуроры и следователи  прокуратур областного и районного  звена руководствуются также  приказами и указаниями прокуроров субъектов РФ, издаваемыми ими  в процессе оперативного управления органами прокуратуры.

Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права. Эти  нормы права служат:

целевому назначению прокуратуры  — регулированию устройства ее органов  и прокурорского надзора как  особой, закрепленной в Конституции  РФ формы государственной деятельности.

Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского  надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского  права юридическую природу, а  также специальное назначение.

 

2. Прокуратура  Российской Федерации

Распад Союза, новые политико - правовые и экономические условия  нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между  Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений, существенно  изменили место и роль прокуратуры.

Много нового в теорию и  практику прокурорского надзора  внес Закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 г.6. Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция РСФСР 1978 года. К тому же этим Законом объемы и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. потребовало подготовки новой редакции Закона о прокуратуре, внесения в него существенных изменений и дополнений.

Конституция Российской Федерации 1993 года посвящает прокуратуре ст. 129, где устанавливает, что она  составляет единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации.

Из содержания ст. 129 следует, что Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры Российской Федерации, относя этот и другие вопросы  организации и деятельности прокуратуры  к предмету регулирования специального закона.

Отсутствие конституционного решения таких вопросов стало  одной из причин различных подходов к определению функций (полномочий) и места прокуратуры в государственном  механизме Российской Федерации. В  частности, имели место попытки "ликвидировать" надзорные функции российской прокуратуры, сведя ее деятельность лишь к поддержанию  обвинения в суде в качестве одной  из сторон уголовного судопроизводства. Однако эти "реформаторские" идеи не получили общественной поддержки.

В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков  была создана Концепция развития прокуратуры Российской Федерации  на переходный период7. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Изменения, внесенные в ранее действовавший Закон, настолько существенны, что можно говорить о качественно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого в Закон введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Место прокуратуры в системе  государственно - правовых институтов имеет ключевое значение для определения  сущности прокурорской системы, функций  прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и  методов деятельности.

Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и  судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования  иных функционально самостоятельных  правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и "сдерживания" любой  из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной  юриспруденции концепции контрольной  власти.

В российских условиях прокуратура  выполняет функции одного из элементов  системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает  меры к устранению любых нарушений  законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью  прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной  власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Информация о работе Система и структура органов прокуратуры