Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, контрольная работа
Целью данной работы является — дать четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции органы прокуратуры, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.
Для этого необходимо рассмотреть и решить задачи о правовом регулировании органов прокуратуры, рассмотреть их систему и структуру, а также раскрыть понятие прокуратуры
Введение
1. Правовое регулирование органов прокуратуры
2. Прокуратура Российской Федерации
3. Система органов прокуратуры РФ
5. Структура органов прокуратуры РФ
Заключение
Список использованной литературы
Подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной власти может разрушить сложившуюся в государстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные органы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных законов судьями, органами исполнительной власти приведут к тяжким последствиям. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то не будет механизма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.
Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).
До принятия Конституции
1993 года прокуратура была своего рода
контрольным органом
В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
Таков правовой статус современной российской прокуратуры.
3. Система органов
прокуратуры Российской
В соответствии со ст. 129 Конституции
и ст. I Федерального закона от 17 ноября
1995 г. "О прокуратуре Российской
Федерации", прокуратура Российской
Федерации представляет собой единую
федеральную централизованную систему
органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за исполнением
действующих на ее территории законов,
уголовное преследование в
Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в ее составе, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.
В системе прокуратуры
Российской Федерации функционируют
и специализированные звенья прокурорской
системы (органы Главной военной
прокуратуры, транспортные, природоохранные
прокуратуры и некоторые
В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально - государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации.
Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.
В прокуратурах субъектов
Федерации действуют сообразно
административно - территориальному делению
прокуратуры городов и районов,
которые непосредственно
В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва — прокуратуры кожуунов, а не районов.
В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.
В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Специфику имеет и организация органов прокуратуры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры административных округов осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.
Как уже отмечалось, в
систему прокуратуры Российской
Федерации входят также специализированные
прокуратуры. К их числу относятся
военные, транспортные, природоохранные
прокуратуры, прокуратуры по надзору
за соблюдением законов при
Возглавляет военные прокуратуры
Главная военная прокуратура, которая
на правах структурного подразделения
входит в Генеральную прокуратуру.
Главный военный прокурор является
заместителем Генерального прокурора
Российской Федерации. Структуру военной
прокуратуры составляют: прокуратуры
военных округов, прокуратура Ракетных
войск стратегического
Систему транспортных прокуратур
возглавляет Управление по надзору
за исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах Генеральной
прокуратуры Российской Федерации.
В нее входят, транспортные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам субъектов
Российской Федерации, и подчиненные
им транспортные прокуратуры, имеющие
статус районных прокуратур. В основном
эта система создавалась
К числу специализированных
прокуратур относятся и прокуратуры
войсковых частей, осуществляющие надзор
за исполнением законов в закрытых
административно-
В систему этих прокуратур
входят: Второе управление Генеральной
прокуратуры Российской Федерации
и прокуратуры войсковых
Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.
Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.
В целях усиления влияния
на состояние законности при исполнении
уголовного наказания в виде лишения
свободы и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом, функционируют
прокуратуры по надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний. Они
имеют статус районных прокуратур и
подчиняются соответствующим
На прокуроров по надзору
за соблюдением законов в
В систему органов прокуратуры
входят также научные и
В системе органов прокуратуры
Российской Федерации имеются один
научно - исследовательский институт,
два института повышения
Образование, реорганизация
и упразднение органов и
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.
4. Структура органов прокуратуры РФ
Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников и помощников по особым поручениям; помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В Генеральной прокуратуре
Российской Федерации приказом Генерального
прокурора Российской Федерации
от 5 февраля 1996 г. № 12-111 (с последующими
изменениями) созданы следующие
структурные подразделения: Секретариат
Генерального прокурора Российской
Федерации (на правах управления); Организационно
- контрольное управление; Управление
кадров; Управление по надзору за исполнением
законов и законностью правовых
актов; Главное следственное управление
(оно включает: Управление по надзору
за следствием, дознанием и оперативно-