Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 14:22, курсовая работа
В соответствии с действующим Законодательством, органы местного самоуправления Российской Федерации имеют право на самостоятельное решение вопросов местного значения. Это связано с тем, что реализация таких общегосударственных задач, как гарантия конституционных прав и свобод граждан, реализация государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, обеспечение должного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях.
Введение. Муниципальные образования.
Органы местного самоуправления.
Классификация органов местного самоуправления.
Классификация по качеству делегированных полномочий.
Классификация по количеству делегированных полномочий.
Типы структур муниципальных органов.
Проблемы муниципальной деятельности.
Заключение.
объема и сложности решаемых населением вопросов местного значения4.
основные модели организации местного самоуправления:
Понятно, что осуществление
территориальном муниципальном образовании (районе) с развитой социальной и
технологической инфраструктурой, сложным комплексом муниципального хозяйства
потребует наличия не только представительного органа, устанавливающего общие
правила жизнедеятельности муниципального образования, но и достаточно
самостоятельного оперативного управления и согласования всего комплекса
муниципальных проблем, для осуществления которого и требуется непосредственное
делегирование части полномочий населения соответствующему должностному лицу.
Наделенный в результате прямых выборов населением соответствующей компетенцией
глава муниципального образования получает право не только с большой степенью
самостоятельности осуществлять муниципальное управление, но и оказывать
значительное влияние на процесс согласования неизбежных общественных
противоречий в рамках представительного органа.
Данному варианту
при которой население избирает как представительный орган, так и главу
муниципального образования, непосредственно и единоначально возглавляющего
исполнительные органы и имеющего действенные механизмы влияния на решения
представительного органа (право "вето"). Такая модель иногда условно обозначается
как: " совет - "сильный" мэр".
Приведем примерное
представительный орган (избирается населением непосредственно):
муниципальными финансами;
образования
(преодоление "вето" главы 2/3 голосов).
должностных лиц;
Разновидности этой модели определяются, как правило, объемом полномочий главы
муниципального образования - прежде всего в его отношениях с представительным
органом.
Наиболее типичным способом формирования коллегиального
представительного органа является избрание его членов через одномандатные округа,
охватывающие всю территорию муниципального образования.
Для небольших муниципальных образований (средних и малых городских,
крупных сельских поселений) наиболее характерна следующая модель организации
местного самоуправления. Все делегируемые населением полномочия реализуются в
компетенции коллегиального представительного органа, состоящего из депутатов,
непосредственно избираемых населением.
Для реализации своих решений
представительный орган
соответствующие исполнительные органы и избирает или назначает соответствующих
должностных лиц, наделяя их необходимой компетенцией5.
Многочисленность средних и малых муниципальных образований обусловила
большое разнообразие конкретных моделей организации местного самоуправления по
варианту 2, различающихся прежде всего по механизму реализации исполнительных
полномочий.
В наиболее типичных случаях исполнительные
полномочия реализуются:
а) высшим должностным лицом, избираемым для этой цели из состава
коллегиального
представительного органа (модель "совет
- "слабый" мэр").
При этой модели высшее должностное лицо, как правило, является членом
коллегиального представительного органа и председательствует на его заседаниях,
руководит деятельностью исполнительных органов, согласуя вопросы назначения или
освобождения муниципальных должностных лиц с представительным органом.
Представительный орган, избирая высшее должностное лицо, сохраняет право решения
кадровых назначений в исполнительных органах, утверждая и отклоняя все назначения
и увольнения,
а также осуществляя
исполнительных
органов;
б) членами коллегиального
комиссия/муниципалитет").
При такой модели население
избирает членов
(муниципалитета), который является одновременно и представительным, и
исполнительным органом власти. При этом представительные полномочия
реализуются непосредственно коллегиальным органом. Одновременно каждый из
членов коллегиального органа реализует те или иные исполнительные полномочия,
располагая
для этого необходимым
В этом случае возможно также наличие высшего должностного лица,
избираемого из числа членов коллегиального органа и наделяемого, как правило,
только представительскими функциями и не имеющего никаких дополнительных
полномочий;
в) муниципальным должностным
лицом, назначаемым
органом с учетом профессиональной подготовленности (модель "совет -
управляющий").
При реализации этой модели коллегиальный орган состоит из членов,
избираемых населением, и осуществляет все традиционные представительные
полномочия. Муниципальное должностное лицо (управляющий) нанимается
представительным органом на контрактной основе и осуществляет исполнительные
полномочия: руководит всей структурой исполнительной власти, производит
назначения и увольнения муниципальных служащих, будучи самостоятельным в
управлении муниципальным хозяйством в пределах, установленных решениями
представительного органа. Управляющий может быть освобожден от должности по
решению
представительного органа.
Для всех моделей второго
значением коллегиального органа, важным является обеспечение согласованности
возможных различных общественных интересов. Это в наибольшей степени
обеспечивается путем избрания членов коллегиального органа всем населением
муниципального образования (с созданием одного или нескольких многомандатных
округов).
Третий вариант наиболее
муниципальных образований (как правило, сельских), где круг реально решаемых
вопросов местного значения незначителен. При этом все непосредственно
делегируемые населением представительные и исполнительные полномочия
реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (старосты).
Население оставляет за собой право решения наиболее принципиальных и важных
вопросов местного значения, а также контрольные полномочия и реализует их
посредством собраний (сходов) и местных референдумов. Избираемый населением
глава муниципального образования осуществляет представительские функции,
руководит исполнительным органом, периодически отчитывается о своей деятельности
перед населением и может быть освобожден от должности решением, принятым
населением
муниципального образования на сходе
или референдуме.
При осуществлении этой модели
возможен вариант избрания
одного, а нескольких должностных лиц, наделяемых собственной компетенцией по
реализации исполнительных полномочий (так, наряду со старостой, может избираться
казначей, шериф и т.п.), либо формироваться периодически действующий орган
(конференция),
реализующий контрольные
современные варианты структурной организации органов местного самоуправления
вряд ли представляется возможным, так как в каждом конкретном муниципальном
образовании
разграничение компетенции
самоуправления может быть осуществлено сугубо индивидуально, в целях наиболее
эффективного решения стоящих перед местным сообществом задач.
Говоря об организационных
также затронуть дискуссию вокруг проблемы малых территориальных единиц местного
самоуправления, которая сводится, как правило, к двум позициям: для того, чтобы обеспечить достаточную самостоятельность муниципальных образований, необходимо иметь значительную финансово-экономическую базу, а значит - муниципальное образование должно быть настолько крупным, насколько это позволяет иметь достаточные доходные источники (как правило, на уровне района, крупного города), на нижестоящих уровнях предусматривается возможность создания общественного территориального самоуправления, не обладающего ни властными полномочиями, ни хозяйственными правами; для того, чтобы стимулировать саморазвитие малых поселений и сельсоветов, обустройство жизни каждого человека именно там, где он проживает, необходимо предоставить возможность осуществления местного самоуправления, реализации предоставленных ему экономических и социальных прав в границах территорий, максимально приближенных к месту непосредственного проживания человека (как правило, в границах малого поселения, села, сельсовета, сельского округа), при этом на районном уровне предлагается организация территориальных подразделений исполнительной государственной власти.