Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 21:12, реферат

Краткое описание

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора……5
Глава 2. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора…………….8
Глава3.Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора………………………………………………………………………….10
Глава 4. Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора…………………………………………………...……………………….14
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР 2.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

- проверять соответствие  законодательству РФ издаваемых  администрациями поднадзорных актах  (приказов, постановлений);

- требовать объяснения  от должностных лиц;

- выносить протесты и  представления;

- возбуждать производство  об административных правонарушениях;

- выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган и или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушении закона на лиц заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры.

     Прокурор обязан  своим постановлением освободить  каждого содержащегося без законных  оснований в учреждениях, исполняющих  наказание и меры принудительного  характера, либо в нарушении закона  подвергнутого задержанию, предварительному  заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

      В прокуратуру  поступают жалобы и заявления  лиц, содержащихся под стражей, на  действия и решения администрации  мест лишения свободы, следственных  изоляторов, нижестоящих прокуратур. Работа с поступающими жалобами  рассматривается как важнейшая  составляющая часть деятельности  по укреплению законности при  исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных4. Прокуроры проводят проверки. Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений, это:

- ознакомление с документами, на основании которых, произведены  задержание или арест граждан;

- проверка состояния режима  и условий содержания таких  лиц, их опрос;

- организация личного  приема, проверка жалоб и заявлений;

- проверка законности  приказов и распоряжений, издаваемых  должностными лицами названных  учреждений;

- истребование объяснений  от должностных лиц, учреждений  исполняющих наказание, по поводу  допущенных нарушений закона;

- проверка соблюдения  правового положения лиц, содержащихся в поднадзорных учреждениях, в части предоставления им права на свидания, переписку, получение посылок и передач;

- оказание юридической помощи, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

      В обязанности прокурора входит  также проверка:

- обоснованности применения  к арестованным и осужденным  дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и  оружия;

- законности и своевременности  освобождения лиц из-под стражи  и отбывания наказания, как по  отбытию срока, так и по другим  основаниям (помилование, амнистия);

- обоснованности представления  осужденных к условно-досрочному  освобождению и по болезни;

- оснований перевода их  из одного учреждения в другое  и др.

      Проверка  предполагает глубокое знание  проверяющим действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих условия, порядок содержания и отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния и складывающейся тенденции в поднадзорных учреждениях, основанный на ознакомление со статистическими данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля, жалобами, заявлениями и обращениями осужденных).

      Проверки  по своему назначению могут  быть общими, имеющими цель ознакомиться с состоянием законности в том или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.д.).

      Постановление  и требование прокурора относительно  исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора

 

      В систему  прокуратуры РФ входят специализированные  прокуратуры по надзору  за  соблюдением в исправительных  учреждениях, которые должны организовать  работу так, чтобы надзор своевременно  выявлял, пресекал  и предупреждал  нарушения законности в учреждениях  и в органах уголовно-исполнительной  системы.

     Не менее  одного раза в полугодие обобщается  состояние законности и прокурорского  надзора при исполнении уголовных  наказаний, а также содержании  подозреваемых и обвиняемых в  следственных изоляторах. Ежемесячно проверяется законность содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах. Меры к освобождению незаконно подвергнутых под стражу, а так же лиц, срок содержания которых под стражей истек, применяются безотлагательно.

       В случае  возникновения в следственных  изоляторах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях  чрезвычайных происшествий руководителе  прокуратур республик, краев, областей, военные прокуроры незамедлительно выезжают на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранение условий, вызвавших происшествие и решение вопроса и привлечении виновных к ответственности5.

     По каждому  случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, организовывается проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения6. Регулярно проверяется исполнение требований закона при применение досрочного освобождения от отбывания наказания, изменение вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из оного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей. Ежеквартально проходят проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных  инспекциях.

     Прокуроры  субъектов РФ не реже одного  раза в месяц проводят проверки  следственных изоляторов и исправительных  учреждений. Вопросы, связанные с  обеспечением законности в исправительных учреждениях, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях и состояния прокурорского надзора обсуждаются на коллегиях или оперативных совещаниях.

     Осуществляя надзорные функции, прокурор  на различных этапах деятельности взаимодействует с правоохранительными и контролирующими органами. Особое внимание при осуществлении надзора должно уделяться соблюдению администрацией учреждений требований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и международными правовыми нормами, по созданию надлежащих условий отбывания наказания лицам, лишенным свободы, а также материально-бытового и медико-санитарного их обеспечения.

     Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливается Правительством РФ. При этом они варьируются в зависимости от состояния здоровья, возраста и состояния осужденных. В зависимости от поведения осужденного условия содержания могут быть изменены как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем перевода его по решению суда в исправительное учреждение другого вида, например, из обычной колонии - в колонию-поселение. Перевод на улучшенные условия, как и его отмена, должен быть обоснован характеризующими осужденного материалами и осуществляться не автоматически, а продуманно.

      Особого  реагирования требуют сигналы о применении оружия к осужденным. В соответствии с законом о каждом применении огнестрельного оружия администрация исправительного учреждения обязана немедленно уведомить прокурора. Располагая информацией об этом, прокурор осуществляет выезд на место происшествия и проводит проверку. При проверке состояния законности в поднадзорном учреждении обоснованность применения такой меры выясняется прокурором путем ознакомления с материалами служебного расследования фактов применения оружия.

      Важным  средством выявления и предупреждения  нарушений является надзор за обеспечением права осужденных обращаться с предложениями, жалобами и заявлениями в государственные органы, к Уполномоченному по правам человека в РФ, в общественные объединения. При посещении поднадзорных учреждений проверяет организацию учета и регистрацию обращений осужденных, организацию приема их по личным вопросам, полноту и объективность рассмотрения обращений осужденных администраций этих учреждений.

     По книге регистрации письменных жалоб и заявлений, журналу учета приема администрацией осужденных по личным вопросам, прокурор устанавливает, как учитывается жалобы и заявления, своевременно ли они отправляются адресатам, правильно ли разрешаются, объявляются ли осужденным результаты рассмотрения. Жалобы и заявления должны рассматриваться в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки и изучения - безотлагательно, но во всех случаях – не позднее пятнадцати суток со дня их поступления к лицу, обязанному решить вопрос по существу.

     Порядок направления  жалоб и других обращений лиц, содержащихся в местах лишения  свободы, а также находящихся  в психиатрических учреждениях, имеют свои особенности. Те из  них, что адресованы в органы, осуществляющие контроль и надзор за их деятельностью, цензуре не подлежат и не позднее дня, следующего за днем обращения, направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека РФ, просмотру не подлежат, и направляются ему в течении двадцати четырех часов7.

      С учетом  того, что содержащиеся в местах  лишения свободы лица, находятся  в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы  и заявления их прав и законных интересов, об унижении человеческого достоинства, о факта произвола подлежат особо тщательной проверки, причем каждому такому факту прокурор должен давать принципиальную оценку, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

    Таким образом, поступающие к прокурору жалобы  и заявления представляет собой  важный источник информации.     

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

    Целью уголовно-исполнительной  политики государства является  исправление осужденных и предупреждение  совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными  лицами.

    Исправление осужденных  – это основная функция федерального  законодательства об исполнении  уголовных наказаний. Она определена  также требованиями международных  стандартов обращения с осужденными  и ее осуществление является  непосредственной задачей учреждений  и органов, исполняющих наказания.

     Задачи уголовно-исполнительного  законодательства РФ заключаются  в регулировании порядка и  условий исполнения и отбывания  наказаний, определении средств  исправления осужденных, охране  их прав, свобод и законных  интересов, оказании осужденным  помощи в социальной адаптации.

     В целом  уголовно-исполнительное законодательство  РФ приведено в соответствие  с международными требованиями, ориентированными на уважение  и соблюдение прав и свобод  личности, исключение обращений, унижающих  человеческое достоинство, соответствующее  медико-санитарное обслуживание.

     Несмотря на  произошедшие в уголовно-исполнительной  системе преобразования, и по  сей день существует множество  негативных проявлений в учреждениях  пенитенциарной системы РФ. В  связи с этим на органы прокуратуры  ложится важная задача, нацеленная  на своевременное выявление, пресечение  и предупреждение нарушений законности  и режима содержания, прав и  законных интересов лиц, находящихся  в местах лишения свободы. Прокурорский  надзор является в данном случае  одной из важнейших правовых  гарантий.

     Среди общих  задач прокурорского надзора  в рассматриваемой отрасли следует  выделить борьбу с преступностью  и охрану общества от преступных  посягательств. К специальным задачам  следует отнести не только  надзор за исполнением срока  наказания, но и наблюдение за  тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Информация о работе Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора