Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Курс «Прокурорский надзор» определяет круг задач и полномочий прокуроров по установлению и устранению нарушений российского законодательства, дает понятие актов прокурорского реагирования на установленные нарушения законов, их специфику в сфере уголовного и гражданского судопроизводства, содержание и структуру данных процессуальных актов, их реквизиты, предъявляемые к ним требования правового и стилистического характера.

Оглавление

1. Раскройте содержание и систему курса «Прокурорский надзор»…..3
2. Дайте определения понятиям «тактика» и «методика» прокурорского надзора……………………………………………………………………………..5
3. Охарактеризуйте основные направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов……………………………...11
4. Задача …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

прок надзор.doc

— 71.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  прокурорскому надзору

     Вариант № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Новосибирск – 2011

      Содержание:

      1.  Раскройте содержание и систему курса «Прокурорский надзор»…..3

      2. Дайте определения понятиям «тактика» и «методика» прокурорского надзора……………………………………………………………………………..5

      3. Охарактеризуйте  основные направления  (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов……………………………...11

      4.  Задача ………………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.  Раскройте содержание и систему курса «Прокурорский надзор».

Прокурорский  надзор — это осуществляемый органами прокуратуры в соответствии с  Конституцией РФ и Федеральным законом  РФ от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре  Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.) (далее — Закон о прокуратуре):

надзор  за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор  за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

надзор  за соблюдением этими органами, а  также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина;

надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

надзор  за исполнением законов судебными приставами.

Понятие прокурорского надзора и определило предмет и систему учебного курса  «Прокурорский надзор».

Данный  курс можно условно разделить  на две части:

1) рассмотрение  системы и структуры органов  прокуратуры, порядка формирования органов прокуратуры, требований, которые предъявляются к прокурорам, полномочия прокуроров;

2) рассмотрение  особенностей деятельности прокуроров, организации и методики надзора  по отдельным направлениям (отраслям) прокурорской деятельности.

Курс  «Прокурорский надзор» определяет круг задач и полномочий прокуроров по установлению и устранению нарушений российского законодательства, дает понятие актов прокурорского реагирования на установленные нарушения законов, их специфику в сфере уголовного и гражданского судопроизводства, содержание и структуру данных процессуальных актов, их реквизиты, предъявляемые к ним требования правового и стилистического характера.

В курсе  «Прокурорский надзор» изучаются  тактики и методики осуществления  прокурорского надзора в разных направлениях деятельности органов прокуратуры. Прокурорский надзор за исполнением законов рассматривается как самостоятельный вид государственной деятельности, который обеспечивает успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, и как одна из наиболее существенных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

Содержание  курса «Прокурорский надзор»  рассчитано на получение более широкого представления о прокуратуре  РФ в целом, а также об истории  ее возникновения и дальнейшего развития, о роли прокуратуры и ее месте среди других государственных органов и ветвей власти.

В курсе  «Прокурорский надзор» рассматриваются  вопросы организации и планирования прокурорской работы, особенности организации  работы в разных структурах: районной (городской) прокуратуре, прокуратуре субъекта РФ, специализированных прокуратурах. Один из разделов курса посвящается участию прокуроров в совершенствовании законодательства и правовой пропаганде.

В курсе  рассматриваются основные вопросы организации и деятельности прокуратуры в сфере взаимодействия и сотрудничества прокуратуры РФ с прокуратурами других государств.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор»  тесно связана с другими учебными дисциплинами, такими как уголовное  право, уголовно-процессуальное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, семейное право, административное право.

Но теснее всего курс прокурорского надзора  связан с учебной дисциплиной  «Правоохранительные органы», один из разделов которой посвящен прокуратуре и ее задачам, функциям, системе органов прокуратуры, вопросам организации прокуратуры.

Учебный курс «Прокурорский надзор» состоит  из общей и особенной частей.

Общая часть учебной дисциплины «Прокурорский  надзор» посвящается истории  учреждения органов прокуратуры, историческим предпосылкам образования прокуратуры в России и основным этапам ее становления и формирования, дальнейшим перспективам развития. В общую часть также включены такие разделы, как назначение прокуратуры и прокурорского надзора, место и роль прокуратуры в структуре государственных органов, принципы организации и деятельности прокурорских органов, функции прокуратуры, направления в работе прокуратуры, устройство органов прокуратуры и т.д.

В особенной  части курса изучаются:

1) прокурорский надзор за исполнением законов, т.е. общий надзор;

2) прокурорский  надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина;

3) прокурорский  надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) участие  прокурора в рассмотрении судом  уголовных, гражданских дел и  в арбитражном судопроизводстве;

5) прокурорский  надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих  назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) координация  деятельности всех правоохранительных  органов по борьбе с преступностью. 
 

      2. Дайте определения понятиям «тактика» и «методика» прокурорского надзора.

      Следует заметить, что вопросы тактики  прокурорского надзора, или прокурорской тактики, в отличие от следственной тактики являются недостаточно разработанными в теории прокурорского надзора, что в определенной мере отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора.

        Известно, что перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи: какому из многих вопросов, которые необходимо решать, отдать предпочтение; что сделать сегодня, а что в последующие дни; что выполнить самому, другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам или осуществить совместно с ними. В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами. При этом от него требуется так организовать работу, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объем работы и при том с высоким качеством. Прокурор должен уметь выделить главное в работе из большой массы второстепенного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников в первую очередь на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией.

        Прокурор периодически решает задачи и иного плана: как лучше провести прокурорскую проверку, с чего ее начать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Ему приходится также решать: какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его внести, какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и т.д. Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики.

        Термин «тактика» греческого происхождения. Впервые этот термин стал применяться в военном деле, где означал искусство подготовки и ведения боя или совокупность средств и приемов для достижения намечаемой боевой задачи, цели'. Если можно говорить об искусстве подготовки и ведения боя, то почему же нельзя говорить об искусстве организации и осуществления прокурорского надзора, прокурорской проверки, прокурорского реагирования на нарушения законов. Здесь также, как и в военном деле, необходимы глубокие знания, опыт, трезвый расчет, умение принимать правильные решения, притом нередко в ограниченные сроки, инициатива, творчество, а порою и гражданское мужество, смелость. Следовательно, тактика прокурорского надзора – это определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов. При этом предполагается достижение лучших конечных результатов наиболее экономичными средствами. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способствующих им обстоятельств, уменьшении в последующем общего количества правонарушений и, следовательно, в укреплении законности и т.д.

      Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора  применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, штатных изменений и от многих других факторов. Тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные, применительно к данной ситуации. Тем самым она способствует организации работы прокуратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное, эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов.

        В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит с одной стороны повышение тактических навыков прокурора, а с другой – совершенствование тактики прокурорского надзора.

        Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются тактика проверки и тактика реагирования на нарушения законов. Тактика проверки – это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствующих, а также лиц, нарушивших эти законы).

        Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки материалов. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нарушении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что в свою очередь обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Исходя из этого тактика проверок весьма разнообразна и зависит от: характера полученного сигнала о нарушении закона; степени осведомленности прокурора о характере совершенного правонарушения;

        органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон; объема предстоящей работы; профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и от ряда других факторов. В одних случаях проверка может начаться с ознакомления с соответствующими документами, в других – с истребования объяснений от лиц, нарушивших закон, в третьих – с назначения ревизии, контрольного обмера и т.д. Проверка может проводиться с участием специалистов и без них. Таким образом, тактика может предусматривать самую различную очередность разнообразных проверочных действий, проводимых как самим прокурором, так и другими лицами.

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"