Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 21:12, реферат

Краткое описание

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора……5
Глава 2. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора…………….8
Глава3.Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора………………………………………………………………………….10
Глава 4. Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора…………………………………………………...……………………….14
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР 2.docx

— 44.22 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Сущность, задачи  и правовая основа прокурорского надзора……5 

Глава 2. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора…………….8

Глава3.Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора………………………………………………………………………….10

Глава 4. Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора…………………………………………………...……………………….14

Заключение……………………………………………………………………….18

Источники………………….……………………………………………….……20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 «Закона о прокуратуре» в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

      Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

      Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

      Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу после их обнаружения.

 

Средствами прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

   Объект исследования  – общественно правовые отношения  в сфере прокурорского надзора.

    Предмет – надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Цель исследования  – комплексно-правовой анализ  надзора за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.           В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

- рассмотреть и исследовать  сущность, задачи, предмет, пределы, правовую основу прокурорского надзора за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание,  администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- исследовать полномочия  прокурора по надзору за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание,  администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 

- изучить порядок организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание,  администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

 

 

Глава 1.Сущность, задачи  и правовая основа прокурорского надзора

    

     В системе государственных органов, функционально связанно с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы, с 1998 года находящиеся в ведении Министерства юстиции РФ.

    Реализация на  практике принципиально новых  положений уголовно-исполнительного  законодательства позволила сохранить  сложившуюся в последние годы тенденцию - сокращение преступности в местах лишения свободы, укрепление в них законности и правопорядка1.

      В учреждениях  пенитенциарной системы РФ продолжает  оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием  социально-психологической напряжённости, ухудшением материально-бытового  и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающая постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.

     На состоянии  законности в местах лишения  свободы негативно сказываются, с одной стороны, недофинансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, с другой – серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении законов.

     Выделение  данной отрасли прокурорского  надзора в самостоятельное направление  обусловлено необходимостью повышенного  обеспечения прав и свобод  лиц, задержанных или заключенных  под стражу, отбывающих наказание. 

      Таким образом, прокурорский надзор предстает  в качестве одной из правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

     В современных  условиях прокуратура является  единственным по существу органом  государства, на который в соответствии  с Конституцией РФ, возложена  задача по обеспечению законности  в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу  и осужденные, остаются наименее  защищенными.

      Задачи прокурорского надзора:

- соблюдение установленных  законодательством РФ прав и  обязанностей, лиц, заключенных под  стражу, осужденных и лиц, подвергнутых  мерам принудительного характера, а также порядка и условий  их содержания;

- выявление и устранение  фактов унижения человеческого  достоинства, произвола, жестокого  обращения по отношению к осужденным  и заключенным со стороны работников  учреждений и органов, исполняющих  уголовное наказание;

- выявление и устранение  фактов необоснованного помещения  в места заключения;

- обеспечение гуманных  условий содержания;

- совершенствование организации  и повышение эффективности прокурорского  надзора.

     Правовой основой деятельности прокуроров в этой отрасли прокурорского надзора являются:

- нормы и принципы международного права (Европейская конвенция о защите прав человека и свобод от 04.11.1950 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др.);

- «Закон о прокуратуре» (ст.32-34);

- ФЗ от 21.06.1995 г. « О содержании  под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений (ст. ст. 5, 6, 36);

- Закон РФ от 02.07.1992 г. «О  психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при её оказании»;

- УПК РФ;

- УИК РФ (ст. ст. 10-15, 16);

- Закон РФ от 21.07.1993 г. «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовное наказание в виде  лишения свободы»;

- приказ Генерального  прокурора РФ от 05.08.2003 г. №27 «Об  организации прокурорского надзора  за соблюдением законов при  исполнение уголовных наказаний  и содержании подозреваемых и  обвиняемых в следственных изоляторах»  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

       Глава 2. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора

 

      Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии со ст. 32 закона «О прокуратуре» включает:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения под стражу, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

- соблюдение установленных  законодательством РФ прав и  обязанностей задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера порядка и условий  их содержания;

- законность исполнения  наказания, не связанного с лишением  свободы.

    Объекты прокурорского надзора:

- места содержания задержанных  (изоляторы временного содержания подозреваемых  органов внутренних дел, пограничной службы ФСБ РФ);

- места предварительного  заключения (следственные изоляторы, ФСИН РФ Министерства юстиции  РФ);

- органы и учреждения, исполняющие наказания не связанные  с лишением свободы (уголовно-исполнительные  инспекции системы Министерства  юстиции РФ, исправительные центры, дисциплинарные воинские части). Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются также администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

- органы и учреждения, исполняющие наказания в виде  лишения свободы (исправительные и воспитательные колонии, лечебно-исправительные учреждения, колонии поселения, тюрьмы, арестные дома, исправительные центры, дисциплинарные воинские части и гауптвахты в воинских гарнизонах);

- органы и учреждения, исполняющие меры принудительного характера назначенные судом (воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, психические стационары Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

     Органы и  учреждения, исполняющие наказания, определенны в ст. 16 УИК РФ.

      Пределы прокурорского надзора. В предмет прокурорского надзора не входит оценка судебных решений с точки зрения их законности и обоснованности. При установлении незаконности, необоснованности и несправедливости судебного решения прокурор в рамках другого направления деятельности прокуратуры (участие в рассмотрении дел судами) должен в установленном законом порядке решить вопрос о внесении представления.

      Законность  проводимых мероприятий по выявлению  и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению  недозволенных связей сотрудников  уголовно-исполнительной системы  с осужденными, подозреваемыми и  обвиняемыми, входит в предмет прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах2.

    Надзор за исполнением  наказания в виде штрафа реализуется  прокурором в рамках прокурорского  надзора за исполнением законов  судебными приставами, поскольку  наказание в виде штрафа исполняется  судебными приставами-исполнителями  по месту жительства (работы) осужденного3.

 

 

 

Глава 3. Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора

 

     Специфика данной сферы правовых отношений, в которых осуществляется прокурорский надзор - существенная ограниченность возможности по защите прав своими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу, - предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора.

     Полномочия  прокурора в данной отрасли  надзора в отличие от иных  направлений деятельности характеризуется  императивно-распорядительными элементами.

     При осуществлении прокурорского надзора данной отрасли прокурор в праве:

- в любое время посещать  поднадзорные органы и учреждения;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных  и лиц, к которым примени меры  принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица  задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам  принудительного характера, с оперативными  материалами;

- требовать от администраций  созданий условий, обеспечивающих  права задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера;

Информация о работе Организация работы прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора