Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 08:03, контрольная работа
Ответ на вопрос №1: Сформулируйте понятие местного самоуправления и проанализируйте его юридические признаки
Ответ на вопрос №2: Определите и проанализируйте сущность властно-правовой природы местного самоуправления. В чем состоит публичный характер муниципальной власти
Ответ на вопрос №3: Глава субъекта Российской Федерации делегировал главе муниципального образования, расположенного в территориальных пределах этой области, часть своих государственных полномочий. Оцените законность его действия. Какие требования законодательства РФ должны быть соблюдены при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Вариант №1
Ответ на вопрос №1: Сформулируйте понятие местного самоуправления и проанализируйте его юридические признаки
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Конституцией РФ, при определении местного самоуправления в качестве одного из элементов конституционного строя гарантируется организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции), а, следовательно, не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого, государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Соответственно, необходимо выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением. Исчерпывающий перечень вопросов в Конституции РФ не дан. Упомянутый Закон определяет предметы ведения, а также разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Российское законодательство признает основным субъектом права на местное самоуправление население городских и сельских поселений. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции). Право местного самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Кроме того, данное право население может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление.
Осуществление местного самоуправления предполагает, в соответствии с вышеуказанными актами, также и другие формы его реализации. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относится, прежде всего, территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через представителей независимо от пола, национальности, языка, происхождения и т.п. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.
Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.
Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность – экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.
Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления. Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом своей власти. Согласно ст. 1 Закона, “Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”. Это определение позволяет выявить его основные черты, характеризующие его и его место в системе народовластия.
Прежде всего, оно имеет особый субъект, которым является население, граждане. Население муниципального образования может осуществлять местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Несмотря на то, что его органы не являются составной частью государственного механизма управления, местное самоуправление и государственная власть взаимосвязаны – у них единый источник – власть народа. Местное самоуправление – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа.
В-третьих, оно имеет важный объект управления – вопросы местного значения. Эти вопросы определены Законом. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями.
В-четвертых, оно обладает одним из ключевых понятий, характеризующих его сущность – самостоятельностью. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
И, наконец, важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований. Федеральный Закон от 06.07.2003 г. предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
Ответ на вопрос №2: Определите и проанализируйте сущность властно-правовой природы местного самоуправления. В чем состоит публичный характер муниципальной власти
Местное самоуправление – это форма народовластия. Согласно ст. 3 Конституции РФ власть в Российской Федерации осуществляет народ. Формы осуществления народом своей власти характеризуются как непосредственностью (то есть путем референдума, выборов), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, общественный характер осуществления власти состоит в том, что она (власть) осуществляется народом. Даже если власть осуществляется через органы – ведь они, в свою очередь наделены властью народом, вследствие их избрания и народ осуществляет власть опосредовано, через них.
В Федеральном Законе от 06.07.2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в ст. 1 п.2. говорится, что “Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций”.
Обеспечение народовластия представлено ст. 3 указанного закона.
Согласно ст. 3 Закона, граждане РФ осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.
Местное самоуправление осуществляется по решению вопросов, отнесенных ст. 6 Закона к ведению местного самоуправления.
Ст. 14 Закона установлена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, что гарантирует осуществление народовластия, так как реализация именно народной власти, может быть претворена органами местного самоуправления лишь на основе избрания этих органов народом.
Так подлежит избранию основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как представительный орган местного самоуправления, так и главы муниципального образования, т.е. органа исполнительной власти.
Кроме того, Законом установлена такая форма реализации народовластия, как референдум, решение, о проведении которого принимается органом представительной власти по собственной инициативе либо по требованию населения.
Принцип непосредственного осуществления власти населением претворен также и в выборах органов местного самоуправления.
Непосредственное осуществление власти населением также может быть представлено собраниями (сходами) граждан для решения вопросов местного значения, порядок созыва и проведения которых устанавливается уставами муниципальных образований.
Ст. 27 Закона гражданам предоставлена возможность самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях).
Ответ на вопрос №3: Глава субъекта Российской Федерации делегировал главе муниципального образования, расположенного в территориальных пределах этой области, часть своих государственных полномочий. Оцените законность его действия. Какие требования законодательства РФ должны быть соблюдены при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий
В соответствии с п. 2. ст. 19 Главы 4 Федерального Закона от 06.07.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, наделение государственными полномочиями субъекта федерации органов местного самоуправления осуществляется при соблюдении следующих условий:
Информация о работе Контрольная работа по «Муниципальному праву»