Контрольная работа по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:02, контрольная работа

Краткое описание

В литературе по теории права порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?
Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное самоуправление является преимущественно публично правовым институтом и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Помимо названных двух способов правового регулирования

Файлы: 1 файл

Контрольная по муниципальному праву.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ СОКРАЩЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 
 
 

Кафедра конституционного права

 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

вариант 4 
 

                                           Выполнила: Студентка 1 курса

                                           заочной формы обучения

                                           группа 114

                                           Ускова Мария Валерьевна

                                           Проверил: 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

Задание 1

    В литературе по теории права порой  утверждается, что муниципальное  право лишено собственного метода правового  регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?

    Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в  различных отраслях. Поскольку местное  самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное самоуправление является преимущественно публично правовым институтом и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Помимо названных двух способов правового регулирования в теории права выделяется также и третий - дозволение, т.е. предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, также широко используется в муниципальном праве. Так, в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка.

    Императивный  и диспозитивный методы дополняются  методом гарантий. В ст.133 Конституции  РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Императивный, диспозитивный и гарантирующий  методы правового регулирования, свойственные прежде всего федеральному уровню нормативной регламентации местного самоуправления, предопределяют, по мнению И.В. Выдрина и А.И. Кокотова, метод саморегуляции, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования.

    Муниципальное право не только закрепляет территориальные и организационные формы местного самоуправления, иные элементы муниципального строительства, но и объединяет в себе нормы разных отраслей, прямо или косвенно нацеленные на регулирование местного самоуправления. В итоге нормы гражданского, предпринимательского, административного, налогового, бюджетного, трудового, социального, земельного права, не меняя своей первичной отраслевой принадлежности, попадают в поле действия норм муниципального права, превращаются в средства и муниципального регулирования. Иными словами, в сфере местного самоуправления муниципальное право приобретает по отношению к нормам иных отраслей (за исключением конституционного права) роль управляющей, ориентирующей системы. В этом видится особая общеправовая функция муниципального права и главная особенность метода муниципального регулирования общественных отношений. Муниципальное право выполняет указанную роль разными способами.

    Во-первых, путем закрепления на основе конституционных  норм ценностей, целей и принципов местного самоуправления (например, принципов децентрализации местного самоуправления, муниципальных образований). Очевидно, что названные положения должны развиваться, дополняться в отдельных отраслях права, но не могут в них искажаться.

    Муниципальные нормы, не меняя режимов других отраслей права, требуют их индивидуализации применительно к отношениям местного самоуправления, нацеливают на учет особенностей субъектов муниципального права, объектов муниципальных отношений. Так, в гражданском, предпринимательском законодательстве выделяются особенности правового положения муниципальных образований, муниципальных предприятий как субъектов гражданско-правовых отношений, режима муниципального имущества, порядка его приватизации; в бюджетном законодательстве — особенности правового положения муниципальных образований как бюджетных территорий; в законодательстве об образовании, здравоохранении — особенности правового положения муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.п.

    Во-вторых, посредством установления базовых категорий, конструкций, имеющих межотраслевое значение. В их числе такие категории, как местное самоуправление, муниципальное образование, органы

    Как и в конституционном праве, в  муниципальном праве используется метод гарантий. Его раскрывают О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. Так, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Эти же авторы выделяют метод рекомендательного регулирования1. В муниципальном праве, как и в конституционном, административном праве, имеются нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает самостоятельность местного самоуправления, особым образом ее подчеркивает. 

    Задание 2

    На  сходе жителей сельского поселения  с численностью жителей 78 человек  было принято решение о создании в пределах его территории нового муниципального образования. Районная администрация отменила решение схода, мотивируя свое решение отсутствием финансово-экономических ресурсов и малочисленностью жителей поселения. Проанализируйте ситуацию. Не ущемляются ли в данном случае интересы местного населения?

    Сельское  поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    При создании муниципальных образований  учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.

    Образование муниципальных образований — процесс создания муниципальных образований на территориях, не охваченных местным самоуправлением, не входящих в состав уже имеющихся муниципальных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в закладке на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений.

    Таким образом, решение схода жителей сельского поселения о создании нового муниципального образования должно быть оставлено в силе, так как указанное сельское поселение не входит в состав какого-либо муниципального образования; для создания муниципального образования требуется волеизъявление населения обособляемых территорий, которое было выражено местным населением, т.е. администрация должна оставить решение схода жителей в силе. 
 
 
 
 

    Задание 3

    Вправе  ли организации межмуниципального  сотрудничества осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Может ли орган местного самоуправления являться учредителем межмуниципального хозяйственного общества? Аргументируйте свой ответ.

    Органы  местного самоуправления, как субъекты гражданского права, могу создавать  муниципальные предприятия и  учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий для решения вопросов местного значения. При этом указанные органы определяют цели, условия и порядок деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.
  2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2002.

3. Правовая  информационная система «Гарант».

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальное право"