Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

В Уставе области закреплено, что в сельских районах области и в городах областного значения образуются территориальные органы государственной власти. Глава администрации одного из городов не согласился с таким решением, утверждая, что нарушается право его жителей на самоуправление. По его мнению, в городах областного значения не могут быть созданы территориальные органы государственной власти; должны быть сформированы только органы местного самоуправления. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
Каков порядок формирования муниципальных образований, если в границах одного муниципального образования имеется другое муниципальное образование?

Файлы: 1 файл

Муниципальные выборы.docx

— 23.55 Кб (Скачать)

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами. 
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. 
Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. 
Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления. 
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. 
Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. 
При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. 
Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. 
На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. 
Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов. 
Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). 
Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. 
Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 
Согласно ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. 
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. 
При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). 
Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования. 
Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области. 
В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня <27>. Единственной "избирательной отдушиной" для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения <28>. 
-------------------------------- 
<27> См.: пункт 25 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 
<28> Там же.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Выполнить  задание: Исполнительные и контрольные  органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования[1].

Исполнительным  органом муниципального образования  является местная администрация, которая  наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению  вопросов местного значения и по осуществлению  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  РФ. В соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 г. N№ 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» наличие  местной администрации обязательно.

Местная администрация  обладает правами юридического лица. Структура местной администрации  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. Сельские поселения имеют небольшие по численному составу исполнительные органы. Городские округа, муниципальные районы формируют исполнительные органы, имеющие разветвленную структуру, обусловленную необходимостью решать сложные социально-экономические, экономические и другие вопросы местной жизни данных образований. При этом муниципальные образования, устанавливая штатное расписание своих исполнительных органов, должны руководствоваться реестром муниципальных должностей муниципальной службы, который утверждается законом субъекта РФ.

В структуру местной  администрации могут входить  отраслевые (функциональные) и территориальные  органы местной администрации. В  г. Новосибирске, например, отраслевыми органами являются департамент экономики и финансов, департамент строительства и архитектуры; территориальными – администрации районов г. Новосибирска. Кроме того, имеется и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел (сектор) кадров и т.д.[2]

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N№ 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением  местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об его исполнении, а также в целях  контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган  формируется на муниципальных выборах  или представительным органом муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования.

Органы и должностные  лица местного самоуправления обязаны  представлять в контрольный орган  муниципального образования по его  требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся  к их компетенции. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом  муниципального образования, подлежат опубликованию.

Научный интерес  вызывает контрольный орган муниципального образования, который является нововведением  в системе местных органов.  Контрольный орган муниципального органа предусматривается для осуществления контрольных полномочий в сфере местного бюджета, а также в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования. Контрольный орган муниципального образования необходим. Становления рыночной экономики и процесс приватизации муниципальной собственности требует жесткого контроля в сфере управления собственностью, а поскольку местное самоуправление является самостоятельным уровнем власти, поэтому эта задача не может быть возложена на государственные органы. Специфический круг полномочий контрольного органа позволяет отнести рассматриваемый орган к специальным узконаправленным органам. Такие полномочия требуют определенных знаний и навыков от должностных лиц[3].

Часть 2 статьи 38 закона предусматривает два способа  формирования контрольного органа: во-первых, на муниципальных выборах, во-вторых, представительным органом муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования. Муниципальные выборы, согласно статьи 23, указанного закона, проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное законодательство не предусматривает ограничений в отношении кандидатов на выборные должности связанных с образованием или опытом работы кандидата, поэтому при использовании первого способа формирования контрольного органа принцип профессионализма не будет распространяться на должностных лиц. Следовательно, использование такого способа на практики сведет на нет  основное назначение контрольного органа, поскольку должностные лица не будут обладать необходимым уровнем квалификации. Второй способ формирования – представительным органом муниципального образования, не конкретизирован в федеральном законе[4].

Теоретически  возможна два варианта формирования контрольного органа представительным органом. Во-первых, путем избрания из депутатов представительного  органа. Такой способ является более  дешевым по сравнению с муниципальными выборами, но имеет тот же недостаток – отсутствие учета профессионализма. Во-вторых, на основе конкурсного отбора, который будет проводиться представительным органом. В таком случае представительный орган может предложить требования связанные с учетом профессионального уровня. Выбор способа формирования контрольного органа остается за муниципальным образованием. Также устав муниципального образования должен закрепить срок полномочий контрольного органа. Если устав муниципального образования закрепит избрание контрольного органа посредством муниципальных органов, то его целесообразней будет связать со сроком полномочий других выборных органов или должностных лиц. При таком подходе можно будет совмещать выборы в экономии средств. При формировании контрольного органа представительным органом, срок полномочий будет приравниваться к сроку полномочий депутатов представительного органа.

 

2. Решить  ситуацию

В Уставе области  закреплено, что в сельских районах  области и в городах областного значения образуются территориальные  органы государственной власти. Глава  администрации одного из городов  не согласился с таким решением, утверждая, что нарушается право  его жителей на самоуправление. По его мнению, в городах областного значения не могут быть созданы территориальные  органы государственной власти; должны быть сформированы только органы местного самоуправления. Проанализируйте сложившуюся  ситуацию.

Каков порядок  формирования муниципальных образований, если в границах одного муниципального образования имеется другое муниципальное  образование?

Во-первых, в ст. 131 Конституции РФ закрепляется, что  местное самоуправление осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также на иных территориях. Это означает, что основными единицами  местного самоуправления являются городские  и сельские поселения – города, села, деревни, поселки и тому подобные типичные территориальные поселенческие  единицы, создававшиеся людьми на протяжении всей истории человечества естественным путем. Этот уровень поселений наиболее приближен к земле, к людям, естествен  для них. Такой подход получил  название поселенческого принципа создания муниципальных образований. Однако Конституция Российской Федерации  допускает возможность создания муниципальных образований в  границах иных территорий, например в  сельских районах, округах. Эти территориальные  образования возникали искусственным  путем, по решению «сверху» для налаживания  управленческих связей.

Cуществующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает два, а иногда и три уровня административно-территориальных единиц. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований – уставом города. Тем самым не допускается подчинение одного муниципального образования другому.


Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"