Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное право — одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере — в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом

Оглавление

Введение 4
Понятие представительного органа муниципального образования 6
Принципы формирования представительного органа местного самоуправления (МСУ) 9
Компетенции представительского органа МСУ 11
Формы организации деятельности представительского органа МСУ 13
5. Срок полномочий 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 20

Файлы: 1 файл

Конт раб по Мун.пр03.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Стр.

Введение

4

  1. Понятие представительного органа муниципального образования

 

6

  1. Принципы формирования представительного органа местного самоуправления (МСУ)

9

  1. Компетенции представительского органа МСУ

11

  1. Формы организации деятельности представительского органа МСУ

13

5. Срок полномочий

14

Заключение

17

Список использованных источников и литературы

20


                                                                                                                    

 

 

Введение

Муниципальное право — одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере — в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого члена общества и населения муниципального образования в целом.

Муниципальное право занимает особое место в  системе российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и широкой сферой регулирования, где проявляется его роль и значение.

Нормы муниципального права, во-первых, упорядочивают и закрепляют наиболее важные общественные отношения в сфере местного самоуправления, во-вторых, охраняют урегулированные правом общественные отношения, и наконец, способствуют развитию новых общественных отношений. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются важнейшие вопросы местного самоуправления: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, организация и деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, нормы муниципального права регулируют и иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Все отмеченное позволяет говорить о важном месте  муниципального права в системе российского права и его влияния на ход общественного развития. Соответственно этому и наука муниципального права занимает важное место в системе правовой науки, а следовательно, и среди учебных дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях.

 

1. Понятие представительного органа муниципального образования

 

В Федеральном законе N 131–ФЗ (в редакции от 06.10.2003) есть краткое определение представительского органа МСУ  «Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования».

В статье 15  того же закона дается более развернутое определение  в нем отмечено, что представительный орган местного самоуправления состоит  из депутатов, избираемых на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.  Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  4. установление местных налогов и сборов;
  5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
  7. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
  8. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
  9. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Таким образом, если кратко суммировать, что представительный орган муниципального образования – это состоящий из депутатов выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Основным законодательным  актом, регулирующим деятельность выборных органов МСУ в Российской Федерации, является (после Конституции и  Европейской хартии местного самоуправления) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Наличие представительного  органа в структуре органов муниципального образования является обязательным, за исключением поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек (в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, ст. 24). В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. Так, в зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться следующим образом: городская дума, городской совет, совет депутатов, муниципальный совет, муниципальное собрание, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т.п.

Представительный орган  муниципального образования обладает правами юридического лица, за исключением  поселений с численностью населения  менее 1000 человек, в которых представительный орган может наделяться правами юридического лица.

 

2. Принципы формирования представительного органа МСУ

Законом о местном  самоуправлении 2003 г. предусмотрены  два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.

Первый, традиционный, заключается в формировании представительного  органа путем проведения муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов  представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

В отношении  представительных органов муниципальных  районов, формируемых на муниципальных  выборах, существует ограничение представительства: число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Второй способ предусматривается исключительно  для формирования представительных органов муниципальных районов. Они могут либо избираться на основе прямого, всеобщего волеизъявления избирателей, либо составляться из глав поселений, расположенных в границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Второй способ усиливает контакты муниципальных образований разных уровней, но может осложнить выполнение функции представительства, ослабить связи с избирателями. Поэтому Закон о местном самоуправлении 2003 г. отдает предпочтение первому из названных способов, ограничивая применение второго рядом условий. В частности, решение о его использовании должно быть в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем проведения муниципальных выборов. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

 

3. Компетенции представительского органа МСУ

Компетенция представительного  органа муниципального образования  является предельно широкой: он может  принять к своему рассмотрению любой  вопрос местного значения данного муниципального образования. Кроме того, Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования:

1) принятие устава  муниципального образования и  внесение в него изменений  и дополнений;

2) утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных  налогов и сборов в соответствии  с законодательством РФ о налогах  и сборах;

4) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение  порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение  порядка принятия решений о  создании, реорганизации и ликвидации  муниципальных предприятий и  учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение  порядка участия муниципального  образования в организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение  порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

9) контроль за  исполнением органами местного  самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения.

Этот перечень несколько  шире, чем предусматриваемый Закон  о местном самоуправлении 1995 г., который включал в себя:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и  программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных  налогов и сборов;

5) установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований  определяются федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Устава города Саратова от 18 декабря 2005 г. к иным полномочиям городской Думы относятся:

1) финансовый контроль;

2) избрание главы города  и его заместителя;

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"