Государственное управление в административно-политической сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Файлы: 1 файл

Реферат государственное управление.docx

— 36.75 Кб (Скачать)

Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а  лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном  масштабе эти органы осуществляли государственную  власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной и правоприменительной  функций. Здесь виден специфический  вариант проявления государственной  власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в механизме «разделения  труда» (функций). Приоритетность сохранялась  при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.

Изложенное  позволяет обратить внимание еще  на два принципиальных обстоятельства.

Первое  – государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и распорядительных органов государственной власти». Все иные органы государственного управления (как, впрочем и судебные органы) вроде бы не имели никакого отношения к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности.

Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все  необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных, исполнительных и  судебных органов государственной  власти, поскольку именно они реализовали  в различных правовых и организационных  формах полномочия государственно-властного  характера.

Второе  обстоятельство связано с тем, что, как это уже отмечалось при  общей характеристике социального  управления, последнее во всех своих  проявлениях органически связано  с упорядочивающим воздействием не определенный объект. Говоря же о  государственном управлении, акцентируется  его исполнительное значение. В связи  с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

Суть  данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной  и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного  аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При  этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько  в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим воздействием. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте.

Значит, исполнение – это, в рассмотренном аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).

Таковы  наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности  социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации  в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза.

В своих  основных проявлениях государственное  управление непременно присутствует в  механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная  власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется  в виду прежде всего господство рыночных отношений.

Так, по признанию видного теоретика  французского административного права  Г. Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, то есть государственное содержание, государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.

 

Глава 2. Государственное управление в области  обороны

 

Оборона страны как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности Советского государства  и общественных организаций по осуществлению  военной защиты, включая использование Вооруженных Сил в случаях военного нападения.

Организация управления в области обороны  заключается в обеспечении практического  осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные  органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный  комплекс соответствующих взаимосвязанных  мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-психологического характера.

В целях  защиты страны установлена всеобщая воинская обязанность. В этих конституционных  положениях со всей определенностью  раскрыты сущность и цели организации  обороны страны, четко сформулированы задачи Вооруженных Сил. Как видно, основным этапом организации управления в области обороны страны является военное строительство, под которым  понимается основная на принятой военной  доктрине организующая деятельность страны по формированию Вооруженных Сил, осуществлению  управления ими, а также оснащению  их всем необходимым для успешного  выполнения возложенных на них задач.

Сущностью и содержанием военного строительства  обусловлена система его специальных  функций, важнейшие и из которых  являются:

1) обеспечение  научно-обоснованного устройства, организационной  структуры Вооруженных Сил;

2) целесообразное  построение системы органов управления  Вооруженными Силами и их структурными  подразделениями, четкое распределение  функций и полномочий по управлению;

3) выбор  наиболее целесообразных способов  комплектования войск и порядка  прохождения военной службы;

4) непрерывное  совершенствование форм и методов  обучения и воинского воспитания;

5) организация  материально-технического снабжения  войск и довольствия военнослужащих;

6) подготовка  молодежи к службе в Вооруженных  Силах;

7) определение  степени и форм участия населения  в укреплении обороноспособности  страны;

8) руководство  гражданской обороной и др.

Военная организация страны включает в себя различные по своим конкретным целям  и функциям военные структуры:

1) Вооруженные  Силы;

2) пограничные  войска;

3) внутренние  войска;

4) железнодорожные  войска.

Вооруженные Силы РФ состоят из Армии и Военно-Морского Флота. Они возглавляются Министерством  обороны.

В зависимости  от характера вооружения и предназначения для выполнения определенных стратегических боевых задач Армия РФ и ВМФ  организационно делятся на следующие  виды вооруженных сил:

1) ракетные  войска стратегического назначения;

2) сухопутные  войска;

3) войска  ПВО;

4) военно-воздушные  силы;

5) Военно-Морской  Флот.

Каждый  из этих видов вооруженных сил  в свою очередь делится на рода войск и специальные войска.

В состав Российской Армии, кроме того, входят тыл Вооруженных Сил, а также  штабы и войска Гражданской обороны  РФ.

Войска  Российской Армии в целях обеспечения  оперативного и административного  управления ими сводятся в военные  округа, группы войск и округа ПВО  страны, которые являются территориальными объединениями воинских соединений, частей, военно-учебных и других заведений различных видов вооруженных сил и родов войск. Военно-Морской Флот делится на флоты (например, Северный,: Тихоокеанский и др.), которые являются не территориальными, а высшими оперативными объединениями Военно-Морского флота.

Пограничные войска подчинены Федеральной Службе Безопасности РФ. Предназначены для  охраны государственной границы  РФ. Организационно пограничные войска делятся на пограничные округа, в  составе которых создаются пограничные. отряды, комендатуры, заставы, маневренные  группы, контрольно-пропускные пункты, а также различные части (подразделения) авиации, сторожевых кораблей, специальных  войск и т.п.

Внутренние  войска подчинены Министерству внутренних дел РФ. Организационно внутренние войска делятся на части и подразделения. Они предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных  на МВД СССР (охрана специальных  грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и др.). Наряду с этим внутренние войска призваны оказывать содействие органам  внутренних дел в охране общественного  порядка и применять необходимые  меры в случаях массового неповиновения  преступных элементов.

Железнодорожные войска – это, специальные войска предназначенные для восстановления, строительства, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно состоят из – железнодорожных бригад, полков и отдельных батальонов.

Для пограничных  внутренних и железнодорожных войск  установлен такой же порядок, условия  и сроки прохождения службы, комплектования личным составом, как для Российской Армии и Военно-Морского Флота.

Систему органов управления в области  обороны, образуют две группы государственных  органов:

1) высшие  органы государственной власти  и управления РФ – Верховный Совет РФ, Президент РФ, Правительство РФ, которые осуществляют функции государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными Силами РФ;

2) отраслевые  органы военного управления – Министерство обороны РФ, осуществляющее отраслевое управление Российской Армией и Военно-Морским Флотом, а также ФСБ РФ, МВД РФ и Министерство транспортного строительства РФ, управляющие соответственно пограничными, внутренними и железнодорожными войсками.

Высшие  органы государственной власти и  управления РФ рассматривают и решают коренные вопросы укрепления обороны; устанавливают основы организации  обороны РФ; определяют основные направления  и утверждают планы военного строительства; формулируют сущность и одобряют основные положения военной доктрины; устанавливают военную систему  государства; координируют деятельность всех органов государственного и общественного управления с тем, чтобы они строили свою деятельность с учетом интересов обороноспособности страны.

Верховный Совет РФ определяет основные мероприятия  в области обороны и обеспечения  государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение  по всей стране; объявляет состояние  войны в случае необходимости  выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; принимает решение об использовании  контингентов Вооруженных: Сил РФ при  необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Президент РФ – глава государства наделен в области обороны большими полномочиями. Так, он координирует 'деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных трибуналов.

Президент РФ объявляет общую или частичную, мобилизацию; объявляет состояние, войны в случае военного нападения  на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета РФ; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан  военное положение в отдельных  местностях.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ о всеобщей воинской обязанности принимает меры по обеспечению  обороны страны и государственной  безопасности; осуществляет общее руководство  строительством Вооруженных Сил  РФ; направляет деятельность Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и  Министерства транспортного строительства  РФ; образует в случае необходимости  комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров  РФ, в том числе и по вопросам оборонного строительства; определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью) проводит призывы  граждан на действительную срочную  военную службу определяет правовое положение различных категорий  военнослужащих; утверждает планы и  нормы материально-технического снабжения  Вооруженных Сил РФ, а также  нормы натурального и денежного  довольствия военнослужащих.

 

Глава 3. Система органов и организация  государственного управления в области  безопасности и внутренних дел

 

Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы.

Охрана  государственной безопасности как  объект управления представляет собой  область общественных отношений, которые  складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.

Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере