Административно-государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:28, реферат

Краткое описание

Жизнь общества настолько сложна и многогранна, что для осуществления разнообразных задач, которые в ней возникают, необходимы определенная упорядоченность и согласованность в действиях людей и их объединений.

Оглавление

Введение
1. Предмет и объект административно-государственного управления
2. История развития административно-государственного управления
3. Теории административно-государственного управления
4. Основные проблемы и направления развития административно-государственного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административно-государственное управление как наука..doc

— 127.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Предмет и объект административно-государственного управления

2. История развития административно-государственного управления

3. Теории административно-государственного управления

4. Основные проблемы и направления развития административно-государственного управления

Заключение

Список литературы


Введение

 

Жизнь общества настолько сложна и многогранна, что для осуществления разнообразных задач, которые в ней возникают, необходимы определенная упорядоченность и согласованность в действиях людей и их объединений.

Всякая совместная деятельность людей, которая осу­ществляется в более или менее крупном масштабе, нужда­ется в управлении и руководстве. Латинский термин «administration» означает руководство.

Управление представляет собой организующую деятель­ность людей, которая осуществляется для достижения оп­ределенных целей.

По мере расширения и углубления знаний о социальном мире ускорилась дифференциация научных дисциплин. К середине XVIII века произошло отделение естественной философии от моральной. В дальнейшем под влиянием философских исследований Анри Сен-Симона и Огюста Конта моральные науки получили название «социальные».

Однако о начале собственно политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX века Правовой школы в Германии, поставившей своей целью изучение государства. Символически рождение политологии как новой дисциплины знаменует 1880 г. В июне этого года Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже переименованного в Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Барджесса принял решение о создании Школы политической науки. Была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертации. Начиная с 1886 г. Школа политической науки стала публиковать журнал «Политикл сайенс куотерли» (Political Science Quarterly). Примеру Колумбийского университета последовали другие ведущие учебные заведения США, а потом и Западной Европы.

В этот период проблемы административно-государственного управления изучались еще в общем комплексе политических исследований наряду с вопросами политической социализации, конфликта и консенсуса, политического прогнозирования. Но постепенно проблема подготовки профессиональных государственных служащих становится все более актуальной.

В развитых странах Запада и в России происходят важные изменения в административно-государственном аппарате управления. Во всех звеньях управленческих структур вводится сверху донизу систематическое разделение труда. При этом в государстве складывается иерархия учреждений и должностей, предусматривающая подчинение низших звеньев администрации высшим, а всей армии чиновников — главе государства, находящемуся наверху «пирамиды власти».

Актуальность исследования определяется практическими потребностями повышения эффективности административно-государственной деятельности любой структурной сложности, нацеленной на решения общих общественных и государственных задач. Особая значимость проблемы состоит в том, что развитие и совершенствования административно-государственной службы становятся приоритетными в системе государственного строительства.

Практика последних лет доказала, что потеря управ­ляемости обществом и мягкость государственного управления повлекли за собой необратимые вредные последствия (обвальное падение производства, утечка за рубеж нацио­нальных богатств), которые государство должно было не допустить.

Цель данной работы – рассмотреть административно-государственное управление как науку.

Задачи данной работы:

- рассмотреть предмет и объект административно-государственного управления;

- исследовать историю развития административно-государственного управления;

- изучить теорию административно-государственного управления;

- проанализировать основные проблемы и направления развития административно-государственного управления.


1. Предмет и объект административно-государственного управления

 

Для любой науки весьма важным представляется определение ее методологических оснований. Начнем с традиционного — определения объекта и предмета. Объектом теории административно-государственного управления является административно-государственная деятельность. На втором Совещании экспертов ООН было дано определение административно-государственной деятельности как «процесса достижения национальных целей и задач через государственные организации». При этом подчеркивалось, что понятие административно-государственной деятельности может быть распространено на администраторов службы исполнительных, законодательных и судебных органов[1].

В свете этого определения предметом теории административно-государственного управления является научное обоснование процесса достижения оптимального государственного управления путем организации. Американский политолог Маршелл Даймок в своей работе «Философия администрирования» приходит к выводу, что современная теория административно-государственного управления — это «новый научный синтез, имеющий необходимое отношение ко всем областям знания и всем вопросам, которые входят в осуществление официальной политики и программ».

Арсенал исследовательских средств и инструментов теории административно-государственного управления включает все основные принципы научного исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение. Ведущее место в методологии принадлежит системному и ситуационному анализам. Сложность и многоаспектность государственного администрирования требуют исследования фактов в их совокупности, во взаимообусловленности. Поэтому система административно-государственного управления рассматривается не как изолированное явление, а как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежат четко определенные место и функция[2].

Далее, система государственного администрирования рассматривается как функционирующая и, следовательно, обладающая известной устойчивостью и одновременно как система развивающаяся, изменяющаяся. Таким образом, в теоретическом плане законы функционирования системы являются законами ее развития. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выделение многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

 

2. История развития административно-государственного управления

 

Наука административно-государственного управления как в царской России, так и после революции 1917 г. включала многие из сохранившихся до нашего времени административно-правовых институтов, такие, как управленческое право, полицейское право, охрана обще­ственного порядка, принуждение, акт управления, государствен­ная служба. Поэтому опыт дореволюционной России применим и сегодня. Ю. Крижанич и И. Посошков, одни из первых рус­ских полицеистов, были сторонниками принудительного госу­дарственного вмешательства во все области народной жизни.

Аналогично странам Западной Европы наука российского административного права развивалась как наука полицейского права (наука о полиции), и ее зарождение относится к началу XIX в. В развитие российского полицейского права внесли заметный вклад многие исследователи: И.Е. Андреевский, Э. Берендтс, Н. Н. Белявский, П. Гуляев, В. Дерюжинский, В. В. Ивановский, В. Н. Лешков, А. С. Окольский, М. К. Палибин, И. Т. Тарасов, И. Шеймин, М.М. Шпилевский. На ста­новление полицейского права значительное влияние оказало также развитие самой полиции и полицейских учреждений.

Одним их важнейших источников науки полицейского права в России являлась практика формирования и деятельности по­лицейских учреждений. В середине XVIII в. наряду с сугубо правоохранительными функциями полиция исполняла и обще­административные полномочия. В общую компетенцию рос­сийской полиции в XVIII в. включались следующие задачи:

борьба с преступностью и неповиновением населения; дозна­ние; сыск беглых крестьян, мастеровых, солдат; борьба с ни­щенством; перепись городского населения; паспортное дело;

обеспечение безопасности движения по улицам; надзор за про­тивопожарной безопасностью; контроль за торговлей; надзор за ценами на рынке; благоустройство городов (замощение улиц, площадей, рынков, ремонт дорог и мостов, очистка рек, укреп­ление и благоустройство берегов, посадка деревьев); строитель­ство и его полицейская регламентация; участие в проведении религиозной политики[3].

Таким образом, как в Российской империи, так и в западно­европейских странах под термином «полиция» в XVIII в. пони­мали многообразную деятельность полицейских учреждений, направленную на обеспечение не только общественного поряд­ка и безопасности населения, но и благосостояния общества, а также осуществление функций так называемого «внутреннего управления».

Административно-государственное управление конца XIX — начала XX в., пони­маемое в широком смысле, представляло собой учение о всей совокупности юридических норм, определяющих деятельность административных органов (т. е. из предмета исследования ис­ключались нормы о государственном устройстве, судебной деятельности и судоустройстве). Следовательно, в систему этой науки входили: военное управление, международное, финансо­вое, церковное и внутреннее управление. Однако центральным в системе науки административного права, оставался вопрос об организации административных установлений (учреждений) в сфере внутреннего управления (их природа, формы устройства, отношения). Другим важным вопросом являлась деятельность административных учреждений по формальному применению административно-правовых норм (формы управления). И нако­нец, наука административного права включала административ­ную юстицию как особую форму разрешения коллизий (спо­ров), возникающих в процессе административной деятельнос­ти. В совокупности три указанных вопроса составляют Общую часть науки административного права.

В начале 30-х гг. разработка проблем науки административно-государственного управления практически прекратилась. В те годы была весьма популярной идея отмирания права «в период строительства со­циализма».

С принятием в 1936г. Конституции СССР начался новый этап развития науки административно-государственного управления. Основной закон установил систему органов управления как особую группу орга­нов Советского государства, закрепил подзаконный характер исполнительно-распорядительной деятельности этих органов, их систему.

В течение 1950—1980 гг. было издано множество моногра­фий и научных статей, посвященных важнейшим вопросам и институтам административно-государственного управления. Серьезным научно-теоретическим анализом многих административно-правовых про­блем (например, административной ответственности, админис­тративного процесса, государственной службы) характеризова­лись 60—70-е гг. В 1966г. вышла монография видного ученого-административиста В. М. Манохина «Советская госу­дарственная служба», в которой автор впервые проанализировал в комплексе многочисленные вопросы государственной службы (понятие государственной службы, основные принципы, право­вой статус государственных служащих и т. д.). И все же работ по государственной службе, изданных в 1960—1980-е гг., было крайне мало, что объяснялось одной причиной: отсутствием правовой регламентации государственно-служебных отноше­ний[4].

В середине 80-х — начале 90-х гг. ученые делают заметные шаги в развитии и анализе таких важнейших теоретических воп­росов науки административно-государственного управления, как сущность и предмет административного права; систематизация и кодификация адми­нистративного права; применение его норм; содержание государ­ственного управления, его форм и методов; система и правовое положение органов государственного управления; государствен­ная служба; административный процесс; административная юрисдикция; обеспечение законности в государственном управ­лении. Особое внимание уделяется роли человеческого фактора в повышении эффективности деятельности органов управления, ответственности в управлении.

Предметом теоретического анализа отношений в сфере дей­ствия норм административно-государственного управления все чаще в настоящее вре­мя становятся главные содержательные характеристики адми­нистративно-правового регулирования. Административное пра­во как публично-правовая система формирует и поддерживает функционирование юридического механизма, созданного для осуществления исполнительной власти, обеспечения обще­ственной безопасности, эффективности управления государ­ственными и общественными делами, для защиты прав и сво­бод человека и гражданина, установления режима законности управленческих действий.

В качестве доктрины развития современного российского административного права можно считать совокупность научных взглядов или основных идей на цели, задачи, принципы, со­ставные части и главные направления развития административ­ного права и его подотраслей и институтов. В этой доктрине важное место должно занимать обеспечение законной органи­зации и функционирования публичного управления в россий­ском государстве, основанном на принципе разделения властей и признании высшей ценностью самого человека, его прав и свобод.

Простейший анализ действующего законодательства РФ по­казывает, что современное российское административно-государственное управление не в полной мере соответствует стандартам и масштабам право­вого государства: во-первых, в России до настоящего времени не принят федеральный закон (или законы), который регламен­тировал бы порядок принятия административных актов и об­щие вопросы административных процедур; во-вторых, не в пол­ной мере созданы судебные процедуры, сформированные для рассмотрения административно-правовых споров, т. е. в России пока отсутствуют специализированные административные суды (или административные коллегии), которые профессионально рассматривали бы административные дела, т. е. споры, возника­ющие из административно-правовых отношений и иных пуб­лично-правовых отношений. Кроме того, по многим другим показателям современное российское административное право не отвечает требованиям и стандартам правовой государствен­ности.

Информация о работе Административно-государственное управление