Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательное государственное регулирование…………………………..5

1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5

1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности………………………….13

1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15

2. Предпринимательская деятельность………………………………………...20

2.1. Предмет предпринимательского права……………………………………20

2.2. Методы предпринимательского права…………………………………….21

2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая  работа

Предмет: Отраслевой и межрегиональный менеджмент

Тема: Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации 

Выполнил: Проверил:

Студент дневного отделения Преподаватель

3 курса Брянцева М.В.

Специальность: менеджмент

организации

Шуклина Е.Ю. 
 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательное  государственное регулирование…………………………..5

1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5

1.2. Органы  государственного регулирования,  осуществляющие регулирование предпринимательской  деятельности………………………….13

1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15

2. Предпринимательская  деятельность………………………………………...20

2.1. Предмет предпринимательского  права……………………………………20

2.2. Методы предпринимательского  права…………………………………….21

2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Предпринимательская деятельность, как и любая иная коммерческая деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

     Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников  к вопросам управления заключался в  том, что они сосредотачивали  внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность  управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

     Системность проявляется и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе  управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

     На  существовании правовых условий  государственного регулирования, в  качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономисты институционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.

     В. Ойкен1 в своей концепции экономических порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другими институтами при установлении форм и методов хозяйствования.

     В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

     В то же время при рассмотрении функций  государственного регулирования А.Н. Чеканский2 к первой группе относит функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защиты конкуренции.

     Ко  второй группе относит функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности и стимулирования экономического роста.

     А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.

     Цель  работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

     Актуальность  работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

      Глава 1. Законодательное  государственное  регулирование

     1.1. Цели, функции и  методы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности

     Субъектом государственного регулирования предпринимательской  деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере предпринимательской деятельности.

     Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

     Государственное регулирование предпринимательской  деятельности преследует следующие  цели:

- становление  рыночных отношений в сфере  предпринимательской деятельности;

- осуществление  государственного контроля за  ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением  условий для занятия определенными  видами деятельности и для  борьбы с незаконной практикой  тайного предпринимательства;

- проведение  налогообложения;

- получение  государственных сведений статистического  учета для осуществления мер  регулирования экономики;

- предоставление  всем участникам хозяйственного  оборота, государственным органам  власти и органам местного  самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

- создание  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  эффективное функционирование и  развитие предпринимательской деятельности  и, в конечном итоге, обеспечение  устойчивого экономического роста.

     В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

     Применение  принципов механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

     Принципы  механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

     Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

     Важное  значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики  имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения  совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

     Немаловажной  общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

     Обязательной  функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

     Само  понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок  какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции  в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

     В рыночной экономике роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

     В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

     Второй  аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

     Составляющими организационной функции являются также:

- усиление  государственного контроля за деятельностью организаций;

- создание  информационного обеспечения и  безопасности государственного  регулирования. 

     Роль  отдельных институтов рассмотрена  обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой  формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут  служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

     В системе государственного регулирования  коммерческой деятельности среди общих  функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма  регулирования.

     Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

     Правовые  методы государственного регулирования  призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Информация о работе Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации