Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательное государственное регулирование…………………………..5

1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5

1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности………………………….13

1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15

2. Предпринимательская деятельность………………………………………...20

2.1. Предмет предпринимательского права……………………………………20

2.2. Методы предпринимательского права…………………………………….21

2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     2.3. Принципы предпринимательского права

     Принципы  предпринимательского права - это его  основополагающие начала, пронизывающие  весь массив правовых норм. Основными  принципами предпринимательского права  могут быть названы следующие:

     1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

     Свое  развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

     Однако  эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

     2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

     3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

     4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

     5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

     6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

 

      Заключение

     Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Косвенно  участвовать в государственном  регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

     На  трудном пути к рынку мы подошли  к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных  систем, уже не могут состыковаться  с новым экономическим механизмом, а новые формы организации  управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам

     Рыночные  механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы  для субъектов хозяйственной  деятельности.

     В целях снижения высокой стоимости  товаров и услуг требуется  осуществление мер по регулированию  цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды  на рынке товаров и услуг, регулирование  тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  выводы, что как отрасль права  предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).

     Предметом отрасли предпринимательского права  являются:

     1) отношения, возникающие в ходе  осуществления предпринимательской  деятельности; 2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими; 3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.

     Принципы  предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему  предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К ним относятся: 1) принцип свободы экономической деятельности; 2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации; 3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты; 4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, можно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

      Список использованной литературы

1. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью», 2005.

2. Анохин В., «Государственное регулирование предпринимательства», 2005.

3. Елова  М.В., Муравьева Е.К., Панферова С.М.  и др. «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность». Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Логос, 2006.

4. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. «Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона»,2006.

5. Лафта Дж. К., «Эффективность менеджмента организации», учебное пособие, 2005.

6. Мандрица В. М., «Предпринимательское право» – М.: Спарк, 2006 г.

7. Ойкен В., «Основы национальной экономики», 2006.

8. Савелов В. П., «Хозяйственное (предпринимательское) право», учебный курс, МИЭМП, 2006г.

9. Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика».  М., 2007 г.

10. Фомичев  В.И. «Международная торговля». М.: ИНФРА-М, 2005 г.

11. Конституция Российской Федерации.

12. Указ Президента РФ от 16 декабря 2006 г. № 2171 об "Общеправовом классификаторе отраслей законодательства".

13. www.vneshmarket.ru

14. www.ibs-m.ru 
 
 
 
 
 

Информация о работе Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации