Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательное государственное регулирование…………………………..5

1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5

1.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности………………………….13

1.3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ…………………………………………………………………………………15

2. Предпринимательская деятельность………………………………………...20

2.1. Предмет предпринимательского права……………………………………20

2.2. Методы предпринимательского права…………………………………….21

2.3. Принципы предпринимательского права…………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
gn="justify">     Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

     К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Прямые  методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание  или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

     Государство практически во всех странах оказывает  регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

       Ни в одной капиталистической  стране нет полной свободы  в установлении цен, особенно  в отраслях, влияющих на общий  уровень цен в стране и на  положение в социальном секторе  экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

     В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд  других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на 
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются 
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.

     Только  в нашей стране регулирование  цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положение простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется главным  образом с помощью средств  бюджетной политики.

     Косвенные методы:

- кредитно-денежная политика,

- таможенная политика,

- налоговая политика.

      Одной из важных форм регулирования является денежно-кредитная. Вопросы денежно-кредитной  политики и ее нацеленности на возобновление  экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики разрабатываются  Банком России в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз  развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

     Изучение  причин кризиса 2008 года показало, что  они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого  экономического курса, а, с другой, —  к полнейшей неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

     Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса  показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

     Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством  изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

     Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в  государственном регулировании  торговой деятельности играют двоякую  роль: с одной стороны, — это  главный источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

     Налоговое регулирование осуществляется с  помощью налоговых ставок и налоговых  льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства  в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

     В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие  целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

     В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень  субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

     Стратегия налогового регулирования зависит  от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

     Проведенный учеными анализ использования в  России налогового регулирования в  управлении экономикой показывает, что  к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается.

     Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

     Механизм  государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен  и с помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством  прямого воздействия руководителей  на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

     Административный  механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей  лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

1.2. Органы государственного  регулирования, осуществляющие  регулирование предпринимательской  деятельности

     Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:

     - торгово-промышленная палата РФ;

     - Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений, предпринимателей страны.

     Основные  регулирующие органы:

     - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП);

     - Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП;

     - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

     - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства);

     - Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

     Органы, контролирующие все  стороны коммерческой деятельности и их функции:

     - Госторгинспекция;

     - Госстандарт России;

     - ГНС РФ;

     - Министерство здравоохранения РФ;

     - ГТК РФ.

     Взаимодействие  ГТК с Госторгинспекцией с  целью осуществления контроля за товарооборотом.

     Контролирующие  органы, проверяющие  отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

     - Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции);

     - Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими);

     - Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров);

     - Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

1.3. Законодательство, регулирующее  внешнеэкономическую  деятельность в  РФ.

    Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

    Изменения в экономике привели также  к радикальным изменениям во внешнеэкономической  сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД3 всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

Информация о работе Законодательное государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации