Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой
управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого
общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному
направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой
американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому
(бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое
(неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым,
индивидуалистическим, информационным.

Оглавление

1. Анализ элементов западного опыта управления.
1. Модели управления.
2. Реализация отдельных функций управления.
1. Обоснование выбора анализируемых функций.
2. Контроллинг как эффективный инструмент
управления.
3. Анализ организационных структур.
1. Линейно-функциональная структура.
2. Программно-целевая или матричная структура.
4. Особенности управления фирмой в рамках
транснациональной корпорации.
2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента
в российских условиях.
2.1. Проблема выбора модели управления.
2.2. Внедрение системы контроллинга.
2.3. Рекомендации по выбору организационной структуры.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

маркетинговые иследования.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

1000 крупнейших в  мире производственных компаний. Рост  компаний  происходит

прежде всего  путем  их  слияния  и  поглощения  других  компаний.  К  такой

стратегии прибегают  в настоящее время многие успешные  фирмы,  возглавляющие

рейтинги крупнейших компаний. Но,  не  удовлетворяясь  только  суммированием

уже существующих долей  рынка в условиях слияния  компаний,  большинство  ТНК

избирают стратегию освоения новых  рынков  и  прежде  всего  рынков  Азии  и

территории бывшего  СССР. Многими  экспертами  рынок  России  рассматривается

как один из наиболее перспективных.

       ТНК в своем развитии и   функционировании  опираются   на  всевозможные

организационные формы  ведения  международного  бизнеса.  При  осуществлении

экспансии  российского  рынка  перед  корпорациями,  как   правило,   встает

проблема  выбора  из  всех   возможных   в   России   наиболее   эффективных

организационных  форм  осуществления   международного   бизнеса   с   учетом

действующих объективных  и субъективных факторов.

       Среди всего разнообразия организационных  форм международного  бизнеса

в России можно выделить три группы:

        - организационные формы международного бизнеса  с  закреплением  их

          юридического статуса  в   стране  базирования,  т.е.  с   созданием

          юридических лиц (предприятия  с иностранными инвестициями);

        - организационные формы международного  бизнеса  с  закреплением  их

          налогового   статуса,   но   без   создания    юридических    лиц

          (представительства и филиалы  иностранных юридических лиц);

        -  организационные  формы   международного  бизнеса,  основанные  на

          договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления

          их налогового статуса).

       Путь   создания   финансово-промышленных   групп    или    совместных

международных   концернов   является    более    предпочтительным,    нежели

формирование чисто  российских транснациональных  компаний.  Это,  во-первых,

связано с нехваткой  собственных средств и возможностей у России;  во-вторых,

создание таких  компаний  способствует  поддержанию  исторически  сложившейся

кооперации хозяйствующих  субъектов стран СНГ и восстановлению  связей  между

ними.  Межгосударственный  экономический  комитет   стран   СНГ   подготовил

Конвенцию о транснациональных  корпорациях в странах СНГ. Ее  целью  ставится

содействие  формированию  транснациональных  производственных   структур   в

странах  СНГ,  проведению  активной   промышленной   политики,   привлечению

инвестиций и т.д.

       Финансово-промышленные группы России  при условии их  целенаправленной

поддержки со  стороны  государства  должны  стать  объектами  экономического

роста, способствующими прогрессивным изменениям в российской экономике. 

     2. Рекомендации  по использованию элементов западного  менеджмента в

                            российских условиях.

                   2.1. Проблема выбора модели управления.

       Сравнительный   анализ   показал    существенные    различия    между

существующими в  мире  моделями  управления.  В  России  в  настоящее  время

наблюдается неопределенность в выборе моделей управления  каждой  конкретной

фирмой. Как правило,  руководство  не  задается  вопросом  о  выборе  модели

управления.

       На данный момент  можно   выделить  две  тенденции.  Часть   фирм,  как

правило, крупные компании, придерживаются  американской  модели  управления.

Обычно это объясняется  их происхождением. В России существует не  так  много

крупных компаний, изначально построенных на российском  капитале.  Компании,

созданные частично на западном капитале, планировались по западному  образцу

не в самом лучшем смысле  этого  слова.  Известно,  что  в  России  в  таких

компаниях  эксплуатация  работников  значительно  более   жесткая,   чем   в

аналогичных компаниях  на Западе, а социальных гарантий в  них  меньше.  Таким

образом, в этих фирмах реализуется американская  модель  управления:  каждый

работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное  рабочее

место. В таких фирмах работник  может  быстро  сделать  карьеру,  однако  он

часто не имеет никаких  гарантий своей занятости через  некоторый  промежуток

времени. Отсутствие стабильности  может  отрицательно  влиять  на  мотивацию

работника (хотя бывает и наоборот).

       В мелких фирмах один  работник  часто  вынужден  выполнять   множество

функций, часто ему  не свойственных. В таких фирмах речь  не  идет  о  какой-

либо модели управления. Существующая  ситуация  весьма  далека  от  японской

модели,  хотя  отдельные  элементы  присутствуют   –медленное   продвижение,

например. При этом часто нестабильность положения  работника такая же, как  и

в крупных  компаниях.  Руководство  мелких  фирм  часто  пытается  формально

использовать  элементы  американской  модели   управления   (жесткий   отбор

потенциальных работников по ряду существенно  завышенных  критериев).  Такой

подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность  управления фирмой.

       В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам  использовать  в  своей

деятельности индивидуалистическую модель управления, однако,  в  современных

условиях немногие фирмы способны реально  следовать  подобной  рекомендации.

Многие  элементы  этой  модели  зависят  от  законодательной   базы   и   от

общеэкономической ситуации в стране.

       2.2.  Рекомендации  по  поводу  внедрения  системы  контроллинга   на

предприятии.

       Концепция контроллинга предполагает  ответственность каждого работника

предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга  составляет

сравнение  фактических  показателей  с  запланированными  с  целью  принятия

управленческих решений  на основании выявленных отклонений.

       Важной частью конроллинга является  система  калькулирования  неполной

себестоимости,  называемая  “директ-костингом”  или  системой  учета  прямых

затрат. Сущность этой  системы  заключается  в  разделении  производственной

себестоимости на затраты, являющиеся  постоянными,  и  на  затраты,  которые

изменяются пропорционально  изменению  объема  работ.  Главной  особенностью

директ-костинга является  то,  что  себестоимость  продукции  учитывается  и

планируется только в  части переменных затрат.  Постоянные  расходы  собирают

на отдельные счета  и с заданной периодичностью списывают непосредственно  на

дебет счета финансовых результатов (“Прибыли и убытки”).

       Российским  предприятиям  с  1992   года   разрешено   калькулировать

себестоимость продукции  по системе “директ-костинг”. С  1996  года  изменены

формы  бухгалтерской  отчетности  с  целью   их   приближения   к   западным

стандартам. Проблема адаптации западных методов учета  затрат  к  российским

условиям выходит  за рамки данной курсовой  работы,  однако,  она  достаточно

хорошо освящена в  специальной литературе.  Таким  образом,  для  руководства

фирмы, которое рассматривает  возможность внедрения системы  контроллинга,  не

составит проблемы ознакомление с соответствующим  материалом.

       Внедрение новой системы управления  прибылью  связано  с возрастанием

трудоемкости расчетов. Существует специальное  программное  обеспечение  для

контроллинга.  Система   программного   обеспечения   должна   удовлетворять

следующим требованиям:

       Система должна быть простой,  чтобы любой пользователь мог  освоить  ее

за несколько дней, не имея  знаний  ни  в  области  программирования,  ни  в

области систем обработки  данных. Не  обязательно,  чтобы  пользователь  имел

специальное экономическое образование. Эти знания он  приобретет  постепенно

- в процессе использования  системы и анализа результатов  ее работы.

       Все ответственные лица и получатели  отчетов системы  должны  понимать

их  сразу  без  дополнительных  расшифровок.  Этого  легче   достичь,   если

разработчик  программного  обеспечения  является  специалистом   в   области

контроллинга, т.е. имеет  опыт использования подобных систем.

       Необходимо, чтобы в системе использовались  принятые  на  предприятии

определения статей и  видов  мест  возникновения  и  носителей  затрат,  сфер

производства и  т.д., чтобы информация на  экране  компьютера  была  изложена

“на языке данного  предприятия”.

       Качество системы программного  обеспечения  определяют  не  только  по

уровню обработки  и представления данных,  но  и по  четкости  и ясности

справочников.

       Система должна чутко реагировать  на изменения требований к   объему  и

качеству  информации   в   связи   с   развитием   предприятия.   Необходимо

предусмотреть возможности  совершенствования системы без нарушения ее  связей

и комплексности.

         Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая

широкое  распространение  в США, где не существует  такой  отдельной  штатной

единицы, как контроллер, а обязанности по руководству системой  контроллинга

 возложены  на  коммерческого  директора   предприятия,  который  и   является

главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер  и  руководители  других

функциональных  подразделений  непосредственно  ему  не  подчиняются,   хотя

контроллер по рангу  выше и  имеет  право  давать  рекомендации  и  принимать

решения  по более  широкому кругу вопросов,  чем  каждый  из  них.  Он  несет

ответственность  за  успешное  функционирование  всей  системы  и  обязан  с

помощью системы внутрипроизводственной отчетности:

снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения  предприятия

выявлять причины  отклонений от плановых величин

предлагать соответствующие  меры для их регулирования.[5]

         Целесообразно было бы также поручить либо главным бухгалтерам либо

заместителям директоров функции контроллеров   в  каждом  из  подразделений,

поскольку объем работы, необходимой для внедрения новой  системы  управления

затратами  и  прибылью,  достаточно  велик.   А   при   отсутствии   быстрой

переработки  информации, составления   отчетов  и  своевременного   внесения

Информация о работе Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой