Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование стилей деятельности руководителей санатория «Радуга» и разработка рекомендаций по корректировке их стилей.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические аспекты стилистики деятельности руководителя и влияние стиля управления на показатели производства.
2. Исследовать стиль деятельности руководителя методом Р. Блейка на базе санатория «Радуга»
3. Разработать рекомендации по корректировке стилей деятельности руководителей санатория «Радуга»
Материально-технический
отдел проводит небольшие ремонтные
работы, а также осуществляет снабжение
всех подразделений санатория
- заведующий материально-
- материально-техническая часть - осуществляет снабжение всех подразделений санатория техническим инвентарем; в его составе 7 человек;
- отдел ремонта - проводит небольшие ремонтные работы; включает 12 человек;
Подразделение «Склады» занимается
заказом продуктов питания, медикаментов
и материальных средств, их хранением
и доставкой в подразделения.
В составе подразделения
- заведующий складами – контролирует работу складов;
- склад материальных средств – состоит из 15 человек;
- склад лекарственных препаратов – состоит из 20 человек;
- склад продуктов питания – состоит из 20 человек.
Организационная структура
санаторного комплекса является
линейно-функциональной, т.к. все руководители
(заведующие) всех подразделений управляют
только своим отделом (или отделами)
напрямую, т.е. линейно, и только заместитель
генерального директора осуществляет
руководство всеми
К высшему уровню управления в данной организационной структуре относятся: ген. директор, зам. ген. директора, заведующий финансовым отделом, а также главный бухгалтер и заведующий регистратурой.
К среднему уровню управления в данной организационной структуре относятся: заведующие жилищным, лечебным комплексами, комплексом питания, заведующий складами и заведующий материально-техническим отделом.
К низшему уровню управления относятся: старший архива, старший повар, старший столовой. И главные ответственные каждого из складов.
Глава 2. Исследование стиля деятельности руководителей методом Р. Блейка на базе санатория «Радуга»
2.1 Метод исследования стиля деятельности Роберта Блейка
Целью данной работы является исследование стиля руководителй, а также выявление особенностей стиля деятельности руководителей производственного предприятия в качестве которых выступили руководители санатория «Радуга».
Описание и суть метода.
В популярной в менеджменте
теории Блейка, все поле деятельности
менеджера можно разделить на
две составляющие – управление делами
(производственным процессом) и руководство
людьми. Причем разделение не означает
изолированности этих составляющих
друг от друга, а наоборот согласно
системному подходу управление делами
и руководство людьми выступает
как единый процесс, как взаимосвязанные
цели. Схематично это можно представить
в виде модели, основанной на двумерном
понимании стиля деятельности менеджера.
Схематичное описание модели предполагает
наличие двух векторов, которые отражают
направленность руководителя на дело
(вектор «Д») и на людей (вектор «Л»)
(рис. 1). Вектора выходят из общей
точки под углом 90 градусов. Различные
соотношения уровней
Для системного анализа взаимосвязанности двух выделенных направленностей введен индекс «общий стиль деятельности» (ОСД).
ОСД – это предполагаемый эффект от управления производством и руководство людьми, которого может достигнуть конкретный менеджер. На схеме, где изображены векторы «Д» и «Л» условно разобьем каждый вектор на три равные части (уровни) и обозначим уровни: 1- низкий, 2- средний, 3- высокий уровни направленности руководителя. С позиций системного подхода в модель введен третий вектор для отображения суммарного взаимодействия векторов «Д» и «Л». Обозначим его как вектор ОСД. Он отражает степень сбалансированности направленности руководителя на дело и на человека с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Рис. 2. Модель стиля деятельности руководителя в зависимости от направленности на людей и на дело
Для численного расчета величины «ОСД» проводится линия из точки, соответствующей уровню направленности руководителя на дело в точку, соответствующую уровню направленности руководителя на человека. Эта линия пересечет в некотором месте вектор интегрального стиля деятельности. Место пересечения и является численным значением показателя интегрального стиля деятельности.
Для получения данных для анализа используют метод опроса. Это не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросом, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых процессов и явлений.
В качестве метода опроса был выбран групповой анкетный опрос.
Для получения данных анализа
была разработана анкета, на основе
методики, приведенной А. Алексеенко,
включающая 30 вопросов, 15 из которых
выявляют направленность на людей, 15 –
на дело (приложение 1). Фразы анкеты
отображают различные формы
Для составления опросника
каждое из профессионально-важных качеств
формулируется в виде четкого
высказывания. Для удобства выбора
оценки после соответствующего высказывания
предлагается пять возможных ответов,
по-разному характеризующих
Инструкция.
В целях изучения некоторых аспектов деятельности управленческого персонала просим заполнить предлагаемый опросник, (Приложение 1) по каждому высказыванию поставив «+» в соответствующей графе предлагаемой оценочной шкалы (всегда, часто, иногда, редко, никогда).
Подсчет результатов опроса.
Для подсчета результатов обследования используется следующая схема.
1. Обведите кружком порядковые
номера следующих позиций
2. Проставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые Вы ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н).
3. Также проставьте по
единице рядом с теми не
обведенными порядковыми
4. Теперь обведите кружком
уже не порядковые номера, а
те единицы, которые Вы
5. Подсчитайте приведенное количество обведенных единиц, то есть Л (либеральность).
Л = Кол-во обв. единиц / 20
6. Подсчитайте приведенное
количество не обведенных
А = кол-во не обв. единиц / 20
7. Вычислите значения направленность на людей и направленность на дело:
Нл = Л*5 =…; и Нд = А*5 =…;
8. Занести количественные результаты оценки в таблицу 2
Л |
А |
Н л |
Н д |
… |
… |
…% |
…% |
Таблица 2
На основе полученных данных
проведенного исследования руководителей,
будет осуществлен
Математический аппарат обработки данных.
1. «Сырые» индивидуальные
показатели выводятся путем
2. Для сопоставительного
анализа характеристик
– определение средней оценки по различным группам экспертов (Хср)
å Хi
Хср =
n
где: Хi - балл по i-му показателю; n - число показателей.
Результаты социально-
Для подсчета индекса «ОСД» математическим способом используется формула:
где: Нд - величина направленности на дело; Нл - величина направленности на людей.
Чтобы определить общий стиль руководства, необходимо отметить количество очков, полученных за направленность на дело, на шкале стрелки «Д», а количество очков за направленность на человека – на стрелке «Л» (рис. 1). Соединить эти точки прямой линией. Точка, в которой прямая пересекает стрелку стиля руководства, показывает количество очков руководителя на шкале и степень сбалансированности ориентации на дело и на человека.
Направленности на дело и на людей, в зависимости от набранных очков, делятся на уровни:
– от 0 до 5 очков – низкая направленность;
– от 5 до 10 – средняя;
– от 10 до 15 – высокая направленность на дело или на людей.
Необходимо отметить, что
в практическом плане крайне мало
методик, позволяющих в реальной
деятельности оценить стиль работы
менеджера, особенно это касается отечественного
менеджмента, где эта проблема в
настоящее время очень
2.2 Исследование стиля
деятельности руководителей
Работа проводилась на базе санатория «Радуга».
Интервьюер предварительно
приехал в учреждение и познакомился
с руководителями выбранного участка.
Кратко рассказал о целях
Напомним, что под предприятиями
рекреационной сферы понимаются
такие организационные
Данные для расчета показателя ОСД получают из анкеты, которая разработана на основе методик Т. Санталайнена и А. Алексеенко и адаптирована к условиям санаторно-курортной сферы [1, 34].
Всего было опрошено 12 руководителей.
Полученные данные опроса фиксируются в таблице 3.
На основе полученных данных необходимо рассчитать индекс общего стиля деятельности (ОСД), характеризующий эффективность работы каждого руководителя, по формуле приведённой выше.
Руководители |
Направленность на дело (X) |
Направленность на людей (Y) |
Индекс общего стиля деятельности |
1 |
12 |
6 |
5.64 |
2 |
13 |
4 |
4.31 |
3 |
11 |
4 |
3.90 |
4 |
12 |
10 |
7.69 |
5 |
4 |
14 |
6.58 |
6 |
13 |
2 |
9.50 |
7 |
15 |
3 |
3,53 |
8 |
4 |
15 |
4,45 |
9 |
14 |
4 |
4,38 |
10 |
15 |
2 |
2,48 |
11 |
12 |
12 |
8,46 |
12 |
12 |
4 |
4,23 |
Таблица 3
Из проведённого исследования можно сделать выводы, что в нашем примере наиболее распространенным типом руководителя стал автократический. Этот стиль реализуют около 8 человек. Абсолютных демократов 2. Руководителей же со сбалансированным стилем тоже 2.
Чрезмерная ориентация руководителей
на автократическое управление требует
его совершенствования в
Далее мы разработаем рекомендации для руководителей санатория «Радуга» с целью корректировки их стиля деятельности.
Глава 3. Разработка рекомендаций
по корректировке стиля
Из проведённого исследования можно сделать выводы, что в нашем примере наиболее распространенным типом руководителя стал автократический. В нем сочетаются максимальная забота об эффективности производства (до 15 баллов) с низкой заботой о людях (1-5 баллов).
Автократичный руководитель предполагает, что производственные задачи можно решить только в том случае, если люди находятся под контролем, а их деятельность направляется способом, побуждающим их выполнять высокие производственные задачи. Это, как правило, педантичный профессионал, заранее знающий, как достичь высокого производственного результата, на достижении которого сосредоточены все его усилия. «Человеческий фактор» отстранен от вмешательства в производственные процессы. Руководитель подобного типа обходится без предложений, рекомендаций, советов или другой помощи со стороны. Как правило, такой руководитель высокообразован и имеет большой опыт работы, благодаря чему достигает высоких производственных результатов, который характеризуется значением индекса общего стиля деятельности.
Таким ярким представителем руководителя, реализующий автократичный стиль, в нашем примере является руководитель под номером 10. Его индекс ОСД равен 2,48.
Чрезмерная ориентация руководителей (особенно предприятий рекреационной сферы) на автократическое управление требует его совершенствования в сторону направленности на человеческий фактор. Тем более, что управление по принципу менеджмента основано на смещение «центра тяжести» в управленческой деятельности, прежде всего, на проблемы человека. В нашей работе практически показано, что такая работа в области перестройки стиля деятельности современного менеджера необходима. Это значимый резерв эффективного управления. А реализовать его можно только путем приобретения необходимых навыков управления людьми в процессе обучения.