Влияние стилей деятельности руководителей на эффективность управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование стилей деятельности руководителей санатория «Радуга» и разработка рекомендаций по корректировке их стилей.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические аспекты стилистики деятельности руководителя и влияние стиля управления на показатели производства.
2. Исследовать стиль деятельности руководителя методом Р. Блейка на базе санатория «Радуга»
3. Разработать рекомендации по корректировке стилей деятельности руководителей санатория «Радуга»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.docx

— 115.92 Кб (Скачать)

2. Обедненное управление: прилагается минимум усилий для  достижения необходимых производственных  результатов. 

3. Власть — подчинение: человеческие аспекты присутствуют  в минимальной степени, главное  — производственный результат. 

4. Организационное управление: балансирование между необходимостью  в достижении производственных  результатов и поддержанием на  удовлетворительном уровне морального  настроя рабочих. 

5. Групповое управление: производственные успехи определяются  преданными своей работе людьми, взаимоотношения между которыми  основаны на доверии, уважении  и взаимозависимости.

1.3Особенности влияния  стиля деятельности руководителя  на показатели производства

Выяснение этого вопроса  затруднено тем, что у разных авторов, как это показано выше, имеются  различные подходы к классификации  стилей руководства.

Как показали еще исследования К. Левина, у руководителя с демократическим  стилем руководства стремление к  творчеству, уровень общей удовлетворенности  работой и благоприятными отношениями выше. Однако у руководителя, характеризующегося автократическим стилем, были самыми высокими показатели эффективности деятельности группы. Попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтности, а это способствовало снижению качества работы группы.

Начнем с распространенной в нашей стране классификации, когда  выделяются авторитарный, демократический  и либеральный стили. В итоге  анализа многих исследований, который  осуществил один из зарубежных авторов, выяснилось следующее: в 11 из них исследователи  обнаружили лучшее усвоение учащимися  знаний при демократическом стиле  руководства учителя, а в 8 работах  доказывается, что лучше всего  авторитарный стиль. В ряде работ также показано, что при демократическом стиле руководства достигаются лучшая групповая сплоченность и удовлетворенность учащихся, а вот относительно групповой продуктивности заметных преимуществ того или иного стиля руководства выявлено не было (Р. Л. Кричевский, 1977; А. Ю. Максаков, 1990; Р. X. Шакуров, 1982; Р. Стогдилл, [R. M. Stogdill], 1974).

Волкова О. В. (2002) соотнесла  социально-психологический климат со стилем руководства, которого придерживается руководитель. По всем показателям  уровня зрелости коллектива преимущество было за демократическим стилем. Трудовая ситуация почти по всем показателям  тоже была лучше при руководителе-демократе.

Журавлев А. Л. и В. Ф. Рубахин (1976) относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное (демократическое) и смешанное руководство. При этом указывается на динамический характер стиля руководства, который обусловливается социально-психологическим своеобразием коллектива и объективными условиями деятельности, а также типологическими и личностными свойствами руководителя.

Петровский А. В. и В. В. Шпалинский (1978), Р. С. Немов (1981) считают, что для групп разного уровня развития требуются и различные стили руководства. Для коллектива, в котором каждый ее член «знает свой маневр», наиболее подходят демократический и попустительский стили. Для диффузной же группы, не готовой к самоуправлению, они окажутся наименее подходящими, так как предоставление ей самостоятельности может лишь дезорганизовать групповую деятельность. В этом случае требуется авторитарный стиль руководства. Кроме того, последний необходим и при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.

Дж. Гольдберг (J. Goldberg, 1985), ссылаясь на некоторых авторов, отмечает, что наиболее эффективен стиль, ориентированный на конечный результат деятельности, а также стиль делегирования, предполагающий отбор лидера и передачу ответственности на низший уровень управления деятельностью. По мнению Р. Блейка и Дж. Мутона, наиболее эффективным является стиль, опирающийся на групповое управление.

Согласно Ф. Фидлеру (F. Fiedler, 1967), эффективность применения того или иного стиля руководства зависит от трех основных факторов: силы позиции руководителя, структуры задачи и отношений между руководителем и членами группы.

Спрашивается, что же следовало  бы поменять, если определенный стиль  руководства оказывается в данной конкретной ситуации неэффективным: сам  этот стиль, ситуацию или руководителя? Ф. Фидлер предлагает изменить условия, поскольку считает: стиль руководства выражает некоторую совокупность личностных черт руководителя. Напротив, как утверждают Р. Л. Кричевский и М. М. Рыжак (1985), Р. С. Немов, М. Шоу (М. Shaw, 1971), лучше поменять стиль. Однако, учитывая, что последний обусловлен личностными особенностями и свойствами темперамента и нервной системы, сделать подобное окажется делом непростым, требующим определенного времени и насилия над собой. Поэтому быстро приспособиться к новой ситуации за счет выработки нового стиля как устойчивого психологического образования не удастся. Если же оперативно менять способы руководства, то это будет уже не стиль, а тактика.

Ситуацию тоже изменить трудно, так как она может быть связана  с постоянными факторами, не зависящими от воли человека. Поэтому легче  всего, казалось бы, поменять руководителя. Однако эффективность руководства, хотя и определяется во многом его  стилем, зависит не только от него, но и от квалификации данного человека, наличия у него организаторских  качеств и т. д. Поэтому стиль  руководства не может служить  главным критерием подбора руководителя для того или иного коллектива. Кроме того, надо учитывать еще  и отношение подчиненных к  определенному стилю руководства, которое, естественно, может быть разным.

Если до сих пор речь шла о том, какой стиль руководства  более эффективен в разных ситуациях, то Б. Б. Косов (1983) пошел обратным путем: он попытался выявить, какими способами  руководят успешные и неуспешные руководители. Автор посчитал, что  есть такие динамические показатели, в которых успешный руководитель обязательно должен превосходить менее  успешного, и по ним возможно прогнозировать успешных руководителей. К таким показателям Б. Б. Косов отнес самообладание, эмоциональную устойчивость, умение организовать эффективное взаимодействие исполнителей и др. Это действительно важные составляющие успешного руководства. Но стиль не определяется по успешности деятельности руководителя. Один и тот же стиль может сделать руководителя как успешным, так и неуспешным в зависимости от того, в какой ситуации тот оказывается.[1]

Считаем необходимым привести ряд терминов используемых в работе (Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Термин

Определение

1

Личность

Это человек со своими, полученными  от природы, общения и воспитания особенностями.

2

Власть

Способность, право и возможность  распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать  решающее воздействие на судьбы, поведение  и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, принуждения.

3

Стиль управления

Индивидуально-типическая и  относительно устойчивая система способов, методов и приемов воздействия  на людей, необходимая для решения  задач и достижения целей.

4

Иерархия

Расположение частей или  элементов целого в порядке от высшего к низшему.

5

Лидерство

Это естественный социально-психологический  процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы.


1.4 Общая характеристика  санатория «Радуга»

Санаторий Радуга основан  в 1937 году. Санаторий Радуга является государственным учреждением. Адрес  размещения: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Виноградная, д. 5. Санаторий Радуга

Профиль санатория – общетерапевтический  со специализацией на лечении заболеваний  сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного  аппарата, нервной системы, а также  гинекологических, урологических, кожных заболеваний, заболеваний глаза, уха, горла, носа и болезней цивилизации  – стресса, переутомления, неврастении.

Климатические целебные факторы  в «Радуге» используют максимально: для этого есть все условия. И  прежде всего - прекрасно оборудованный  пляж. Оздоровительные процедуры - аэрофитотерапия, спортивный комплекс, бассейн.

Важное место в лечебном комплексе санатория занимают лечебное питание, активный отдых, спорт и  развлечения. Большое внимание уделяется  диетическому питанию. В лечебной практике приняты 15 диет, для каждой из которых  четко сформулированы показания. Помимо диет в лечебной практике выделены разгрузочные диеты, предназначенные  для выведения из организма продуктов  обмена, излишков натрия и жидкости в целях улучшения обмена веществ.

Медицинский профиль санатория:

- общетерапевтический со специализацией на лечении заболеваний

- опорно-двигательного аппарата;

- сердечно-сосудистой системы;

- урологии и гинекологии;

- центральной и периферической  нервной системы;

- органов зрения, дыхания  и кожи.

Для проведения диагностики  и санаторно-курортного лечения  в санатории работает 13 врачей по 22 специальностям, (гинеколог, врач функциональной диагностики, УЗИ, стоматолог, дерматолог, окулист, ЛОР, аллерголог, педиатр, гастроэнтеролог, проктолог, эндоскопист, климатолог, косметолог, терапевт, врач-клинической и биохимической лаборатории).

Для проведения диагностики  и лечения в санатории работают кабинеты: гинекологии, функциональной диагностики, УЗИ, ингаляторий, физиотерапии, стоматологии, дерматологии, окулиста, ЛОР, аллерголога, педиатра, гастроэнтеролога-проктолога, мониторинговой очистки кишечника, пневмокомпрессии, электростимуляции, массажные, компьютерной диагностики, психо и иглорефлексотерапии, лечебной физкультуры и ритмической гимнастики, кислородные коктейли, солярий, водолечебница (где отпускаются 27 наименований различных процедур), клиническая и биохимическая лаборатория оснащенные в полном объеме необходимым медицинским оборудованием.

Организационная структура  санатория «Радуга». Рис 1

 

Рис 1

Рассмотрим каждое подразделение  санаторного комплекса подробнее (см. рис. 1).

Подразделение «Администрация»  состоит из 2-х человек – генерального директора и его заместителя. В их непосредственном подчинении находятся  секретарь и юрист.

Подразделение «Регистратура» включает в себя два отдела:

- отдел регистратуры - занимается  регистрацией поступающих и выписывающихся  пациентов (состоит из 6-ти человек);

- архивный отдел –  занимается ведением архивов  со сведениями о пациентах  (личные данные, диагноз заболевания,  назначенные системы лечения  и питания).

В отделе работают 8 человек. Всего в составе регистратуры находятся заведующий регистратуры и 6 сотрудников подразделения.

Финансовый отдел занимается ведением данных о финансах санатория; состоит из 10 человек и непосредственно  начальника финансового отдела.

Бухгалтерия осуществляет контроль за денежными потоками санаторного комплекса; в составе отдела – главный бухгалтер и 8 штатных бухгалтеров.

Жилой комплекс санатория  обеспечивает проживание пациентов  в номерах санатория; он включает в себя:

- заведующий жилым комплексом  – контролирует процесс размещения  пациентов в номерах;

- отдел администраторов,  которые непосредственно производят  подбор номера для пациента  и размещают его; отдел состоит  из 15 человек;

- прачечная – осуществляет  стирку и глажение белья; состоит  из 15 человек;

- технический персонал - осуществляет уборку номеров;  включает 20 человек.

Лечебный комплекс санатория  проводит диагностику и лечение  пациентов. В составе подразделения  находятся:

- заведующий лечебным  комплексом – контролирует процесс  лечения пациентов;

- диагностическое отделение  - проводит обследование пациента, ставит диагноз заболевания; отделение  включает 15 человек;

- лечебное отделение –  назначает систему лечения и  проводит лечебные процедуры.  Персонал отдела включает 30 человек;

- Фармацевтическое отделение  – проводит консультирование  пациентов по лекарствам, назначает  необходимый каждому набор лекарств  и осуществляет заказы лекарственных  препаратов со склада. Персонал  отделения – 10 человек.

Комплекс питания занимается подбором системы питания для  каждого пациента в зависимости  от его заболевания и диагноза, поставленного врачом-диетологом. В  состав комплекса входят:

- заведующий комплексом  питания - контролирует процесс  выбора системы питания и непосредственно  процессом питания пациентов;

- отделение врачей-диетологов - проводит обследование пациента, ставит диагноз, назначает систему  питания; отделение включает 15 человек;

- кухня – осуществляет  приготовление блюд в соответствии  с системой и рационом питания  каждого пациента; состоит из 30 человек;

- столовая – занимается  кормлением пациентов в соответствии  с системой и рационом питания  каждого из них; состоит из 25 человек.

Спортивный комплекс предоставляет  возможность пациентам посещать спортивный зал, бассейн и т.д. В  состав комплекса входят:

- заведующий спортивным  комплексом;

- спортивное отделение.

Культурно-развлекательный  комплекс занимается культурно-развлекательными программами для пациентов санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы  и т.д.). В состав комплекса входят:

- заведующий культурно-развлекательным  комплексом;

- культурно-развлекательное  отделение.

Информация о работе Влияние стилей деятельности руководителей на эффективность управленческой деятельности