Виртуальные организации, принципы построения, достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Виртуальные предприятия - как формы новых организационных предприятий, их достоинства и недостатки, их роль в современной экономике.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие «виртуального предприятия» и причины его появления 5
2. Особенности и принципы управления виртуального предприятия 11
3. Достоинства и недостатки виртуального предприятия 13
4. Взгляд в будущее 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Здесь речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих специалистов и подразделений различных предприятий  в виртуальном пространстве, реализованным на основе новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации предприятий, а в конечном итоге конкурентоспособность производимой ими продукции и, соответственно, прибыль.

     В то же время виртуальное предприятие  полностью ориентировано на заказчика, поскольку его основные характеристики — это быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующим предприятиями   становятся довольно нечеткими,  прозрачными и подвижными. Уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других.

     Предприятие имеет больше шансов остаться довольными своими поставщиками, если они будут  активно участвовать в начальной  разработке новых продуктов, услуг  и даже стратегий предприятия. Так, в частности, производственная функция может смещаться на более ранние стадии и выполняться одним из поставщиков. Например, ныне изготовители интегральных схем выполняют ряд функций, ранее присущих разработчикам компьютеров.

     C практической точки зрения, виртуальное  предприятие есть сеть свободно взаимодействующих агентов, находящихся в различных местах. Эти агенты разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Многоагентные системы являются одной из наиболее быстро развивающихся областей искусственного интеллекта. Pазработка виртуального предприятия связана с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построение многоуровневых  дружественных интерфейсов между агентами играет первостепенную роль. Поэтому в первую очередь требуется построить модели взаимоотношений производителя с заказчиком, поставщиком, подрядчиком и пр., отработка которых позволяет достигнуть большей гибкости и реактивности предприятия. Здесь важное место должны занимать модели организации партнерских отношений в виртуальных предприятиях на основе многозначных логик взаимодействия отдельных предприятий и их подразделений (например, трехзначная логика — кооперация, конкуренция, безразличие),  строящихся в зависимости от таких параметров, как совместимость целей предприятий,  взаимное  доверие и ответственность партнеров при выполнении их обязательств,  необходимость объединения ресурсов и недостаток производственного опыта отдельного предприятия.

     Виртуальное предприятие может рассматриваться  как  метапредприятие (своего рода предприятие  над предприятиями), объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных  инновационных проектов или при производстве продукции мирового уровня. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий — партнеров вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из них в отдельности. В частности, образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Так, например, можно объединить достоинства больших предприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка) и малых предприятий (испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться). Виртуальное предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.

     Яркими  примерами практической реализации идей виртуального предприятия в  компьютерном бизнесе служат объединение  усилий фирм Apple и Sony при работе над  проектом Powerbook, а также партнерство  компаний AT&T, Marubeni Matsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A-310 и др. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности и  принципы управления  виртуальным предприятием 

     Существует  множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако, с учетом особенностей практического функционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.

     Ниже  приведены главные признаки, раскрывающие содержание понятия «виртуальное предприятие»:

           . Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках стратегически целесообразных объединений и союзов.

           . Организация по проектам или  вокруг ключевых процессов (сквозных  деловых процессов предприятия  или жизненного цикла продукта).

           . Образование автономных рабочих групп, обеспечение сотрудничества и координации лиц и коллективов, пространственно удаленных друг от друга.

           . Временный характер, гибкость, возможность  быстрого образования, развития, переструктурирования и расформирования в нужное время.

            . Сочетание децентрализации и  централизации в управлении при  преимущественном развитии децентрализованного  (распределенного) управления, приоритет  координационных связей.

            . Максимально широкое распределение  и гибкое перераспределение полномочий власти, принятие решений на всех уровнях организационной иерархии, сочетание восходящего и нисходящего проектирования.

             . Организация группового взаимодействия  специалистов с помощью ЭВМ,  включая «встречу в сети» (meeting on the network) и согласованные потоки работы (workflow), обеспечение свободного обмена идеями внутри и между уровнями организационной иерархии.

             . Разработка неоднородных компьютерных  сред и сетей, использование  архитектуры клиент-сервер, применение  программных средств обеспечения коллективной деятельности (groupware) различного класса.

     С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия – это  получение прибыли путем максимального  удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов.

     Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным  на рынок предприятиям. Но, во-первых,  виртуальные предприятия,   как  правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то

     «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

     С практической точки зрения, обычному предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок  требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное  предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Т.е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

     Как правило, партнерство заключается  на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

     Виртуальной корпорации не нужна реклама в  классическом её понимании. Каждое действие виртуальной корпорации и есть реклама, поскольку каждый её шаг связан с компьютерной сетью, где любой может обнаружить деятельность такой корпорации и получить нужное ему количество информации, просто добравшись до определенного "маршрута" в сети. Учитывая темпы роста сети Internet, охват её адресной рекламы постоянно увеличивается, а рекламные возможности компьютерной сети в гипертекстовом и поисковом режимах гораздо выше обычной рекламы. Если в реальном мире товар искал потребителя, а реклама шла отдельно, то в реальном мире в виртуальном мире товар содержит всю рекламную информацию как этикетку, и потребитель ищет товар по быстрому просмотру таких этикеток.

          Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности  виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:

             -уметь идентифицировать и привлекать  ключевые компетенции, необходимые  для реализации проекта (аспекты  менеджмента знаний);

            -на основе привеченных компетенций  организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

     На  основе этого можно в общем  виде сформулировать основные функции  управление виртуальным предприятием как сетью партнеров:

           -Определение требований (задач)  проекта. 

           -Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

           -Выделение исполнителей, которые  оптимально соответствуют задачам. 

           -Привлечение и распределение  исполнителей.

           -Постоянное отслеживание и перераспределение  (если это необходимо) партнеров  и ресурсов по задачам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Достоинства и  недостатки виртуальной  фирмы 

     С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных  форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

     - скорость выполнения рыночного  заказа;

     - возможность снижения совокупных  затрат;

     - возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

     - возможность гибкой адаптация  к изменениям окружающей среды;

     - возможность снизить барьеры  выхода на новые рынки.

     Виртуальные организации создаются не столько  людьми интеллектуального труда, сколько  людьми, имеющими представление о создании структуры, которая бы юридически была не идентифицируемой и при этом работоспособной. Почти все виртуальные организации предполагают использование компьютерной коммуникации при посредстве компьютерных сетей. Проблемы, которые возникают при этом, можно кратко сформулировать так:

     1) Последствия для каждого участника  от принципиального повышения  качества текущей интеллектуальной  работы и оплаты за такую  работу;

     2) Условия разработки и освоения  новых интеллектуальных инструментов или товаров, освоения новых сфер участия фирмы на рынке, финансирования исследовательского труда;

     3) Объем полномочий и допустимость  санкционированного вмешательства  стратегического менеджмента со  стороны проектной группы по  отношению к основной структуре виртуальной организации;

     4) Каким образом должна быть  оформлена любая новая идея (проект, этапы, ресурсы, задействованные  структуры виртуальной организации);

        5) Условия субренты (отчисления, процент  с прибыли, увеличение оплаты  по контракту) от реализации проекта;

        6) Оплата от повторного использования  уже утилизированных стратегий. 

     Однако  на практике единственной и фундаментальной  позицией, определяющей виртуальную  организацию, является вовсе не то, что считают ее участники, или  какова их стратегия ведения дела, а каков их внутренний дух, внутренняя идеология (мораль дела, если хотите). Поэтому наиболее эффективной и динамичной формой виртуальной организации на сегодня является виртуальная корпорация. Опять подчеркнем здесь главное, что обычно не улавливают компьютерные аналитики: не цель создания виртуальной корпорации, не ее технологическое содержание, не норма прибыли, а именно внутренний моральный дух является тем, что позволяет приходить к успеху или терпеть крах. Причиной успеха Internet, да простят мне все его почитатели, явилась не его связующая роль мировой паутины, а его демократичность - общедоступность и отсутствие центра как диктующего правила. Самоорганизация Internet - дух доверия в этой виртуальной корпорации, и именно этот дух побеждает.

Информация о работе Виртуальные организации, принципы построения, достоинства и недостатки