Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа
Переговоры - это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон, непосредственно участвующих в переговорах. Переговоры - большое искусство, которому можно научиться.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской
государственный
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
Ведение менеджером бесед и переговоров
Исполнитель: студент Львова Е.А.
_________________________
______________________курс
_________________факультет
группа ____________________
Руководитель: _________________________
_________________________
_________________________
Кострома 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. 5
1.1. Особенности
делового общения при
российский
и зарубежный опыт..……………………………
1.2. Язык
общения деловых людей………………………
1.3. Одежда
и деловые приемы……………………………………
1.4. Телефонные переговоры………………………………………………20
2. Практическая
часть………………………………………………………...
2.1. Анализ ситуации «Деловой телефонный разговор»………………...23
2.1.1. Описание ситуации……………………………………………..23
2.1.2. Вопросы к ситуации…………………………………………….24
2.1.3. Ответы и анализ…………………………………………………25
3. Выводы
и рекомендации…………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире, в условиях рынка для успешного развития бизнеса, фирмы, предприятия необходимо умение вести переговоры со сторонней организацией. Переговоры - это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон, непосредственно участвующих в переговорах. Переговоры - большое искусство, которому можно научиться. Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.
Откройте
газету и почитайте объявления о
вакансиях: умение вести переговоры
во многих из них фигурирует как
обязательное требование к претенденту.
Для некоторых видов
Какова бы ни была сфера, где прибегают к переговорам, они имеют преимущества над другими методами, так как выступают как мирное обсуждение проблем участниками и требуют соблюдение ими минимального консенсуса. Из всех разновидностей деловой деятельности умение вести переговоры - несомненно, одна из сложнейших. Переговоры требуют определенной психологической подготовки. Они включают и конфронтацию, и дискуссию, и игру влияний, являясь в этом смысле полем применения различных техник, тактик и рецептов, которые мобилизуют волю для лучшей организации собственной защиты или для получения больших выгод от других. Поэтому, на сегодняшний день - знание психологии партнеров и умение вести с ними переговоры, по праву считается залогом успешного финансового развития всех предприятий. Основные задачи данной работы:
- изучение
теоретических основ и
- изучение методов и техники ведения деловых бесед и переговоров;
- анализ
психологических особенностей
Глава 1. Общая характеристика переговорного процесса. Его основные этапы.
1.1 Общая характеристика
Вопросам ведения переговоров посвящено значительное количество публикаций как в нашей стране, так и за рубежом. Существует несколько подходов к определению понятия "переговоры". С точки зрения практического использования этого понятия наиболее удачным является определение переговоров как процесса, в котором конфликтующие стороны пытаются найти общие взаимоприемлимые решения для успешного взаимодействия и сотрудничества[1].
Переговоры составляют значительную часть взаимодействия почти во всех группах и организациях. Самые очевидные - переговоры между профсоюзом и руководством компании. Менее очевидные - переговоры между руководителями и подчиненными, переговоры между менеджерами одного уровня, а также переговоры между менеджерами разных уровней. Торговые представители компаний вступают в переговоры с клиентами, а агенты по закупкам - с поставщиками. И, наконец, почти незаметные переговоры - например, когда работник соглашается ответить на телефонный звонок своего коллеги в обмен на какую-либо прошлую или будущую услугу. В современных организациях, когда членам команд приходится работать совместно с коллегами, по отношению к которым они не располагают какими либо властными полномочиями и с которыми у них зачастую даже нет общего начальника, мастерство ведения переговоров становится особенно важным[2]. Все мы ежедневно задействованы в переговорах по тем или иным вопросам. Сфера ведения переговоров практически безгранична: бизнес, менеджмент, законодательство, поставки и продажи, трудовые отношения, образование, социальная сфера, семья. Переговоры можно вести с друзьями, соседями, коллегами по работе и т.д.
Переговоры
можно рассматривать как
Рисунок №1. Переговорный процесс
Это упрощенное воспроизведение всех основных этапов переговорного процесса с учетом сохранения равенства интересов двух сторон, обстановки и среды, в которой протекают переговоры. Но как показывает практика, в жизни эта схема намного ярче и интересней, ведь даже самые продуманные переговоры не исключают спонтанных, неожиданных ситуаций, в которых умение мгновенно реагировать и незамедлительно перестраиваться в соответствии с мыслями противоположной стороны – является залогом успешных переговоров.
Более реалистическая картина представлена на рисунок №2.
Рисунок №2. Воздействия на переговоры.
Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.
1.2 Этапы переговорного процесса
Переговоры
находятся в атмосфере
1.2.1 Подготовка к переговорам
Подготовка включает составление плана и выработку стратегии.
Работа над планом начинается с изучения предмета переговоров: каковы интересы, позиции и цели обеих сторон. Готовится логичный, аргументированный и заинтересованный рассказ о предложениях и их полезных свойствах. Составляются три списка:
1. о чем нужно сообщить - объяснение своих интересов и действий.
2. чего следует добиться - формальные цели
3. в чем можно уступить - перечень уступок, которыми можно пожертвовать.
Заранее готовятся опции - варианты и части возможного соглашения. Предусматриваются альтернативы и исключаются неприемлемые варианты. Определяется, что должно быть результатом: договор, соглашение о намерениях или общее знакомство с видами на будущее
2. Стратегии ведения переговоров. Существует два общих подхода к ведению переговоров: дистрибутивные и интегративные переговоры.
Дистрибутивные переговоры. Характерная его черта состоит в том, что он проводится в условиях нулевой суммы. Иными словами, любой мой выигрыш возможен лишь за счет вашего проигрыша, и наоборот. Дистрибутивный торг неминуемо приводит к поражению одной из сторон. Он разжигает враждебность в отношениях и углубляет противоречия между людьми, которым приходиться все время работать вместе
1. Дистрибутивные переговоры развиваются, как правило, в двух направлениях, при этом ни одно из не дает оптимальных результатов. "Жесткие" дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что каждая из сторон твердо придерживается своей позиции. Это ведет к конкуренции, в процессе которой каждая из сторон стремится к доминированию и пытается максимально удовлетворить собственные интересы. Этот подход может разрешиться результатом типа "выигрыш-проигрыш", при котором в выигрыше остается только одна из сторон. В противном случае он может завести в тупик. "Мягкие" дистрибутивные переговоры характеризуются тем, что одна из сторон готова идти на уступки, чтобы приобрести что-то взамен. В этот случае одна сторона пытается найти способ, позволяющий удовлетворить желания другой стороны. Этот подход ведения переговоров ведет к аккомодации, при которой одна из сторон уступает другой, или компромиссу, при котором каждая из сторон жертвует чем-то в пользу другой ради достижения соглашения. В любом случае остается некоторая скрытая неудовлетворенность. Даже если "мягкие" дистрибутивные переговоры заканчиваются достижением компромисса (т. е сближением изначальных позиций), может возникнуть чувство не удовлетворенности, поскольку каждая из сторон не получила желаемого2.
Интегративные переговоры. В отличии от дистрибутивного, интегративный торг предполагает наличие одного или нескольких вариантов, когда в выиграше окажутся обе стороны. При прочих равных условиях интегративный торг предпочтительнее дистрибутивного. Интегративный торг строится на долгосрочных отношениях (и способствует их развитию), облегчая совместную работу в будущем. Он скрепляет отношения между участниками переговоров и дает возможность каждому из них выйти из-за стола переговоров с ощущением, что он добился победы (или, по крайней мере, не проиграл). Для него требуются особые условия, без которых он невозможен. В числе таких условий - взаимная открытость сторон и искренность их намерений по отношению друг к другу, чувствительность каждой из сторон1.
Интегративные переговоры делают акцент
на выгодах. С самого начала он значительно
сильнее ориентирован на тип "выигрыш-выигрыш".
С одной стороны, интегративные
переговоры могут включать в себя
избирательное избегание, при котором
обе стороны понимают, что существуют
гораздо более важные вещи, которым
стоит уделять и время и
внимание. Можно не получить никакого
вознаграждения за потраченные на переговоры
время, энергию и усилия. Свою роль
играет в интегративном подходе
и компромисс, он должен иметь прочную
основу. Достижение компромисса наиболее
вероятно в тех случаях, когда
каждая из сторон отказывается от менее
существенного для себя во имя
приобретения чего-то более ценного.
Интегративные переговоры могут
подразумевать настоящее
ПОДГОТОВКА К ПЕРГОВОРАМ
Фундаментом для подготовки к переговорам служат наши размышления и предположения Таблица №2.
Чем больше мы знаем о собственных интересах, потенциальных потребностях, приоритетах и возможных уступках, своих сильных и слабых местах, соотношении сил и возможностей, а также о том, что хочет партнер и каковы его истинные намеренья и цели, тем проще будет вести с ним переговоры, находя такие компромиссные решения, которые в равной степени устраивают нас обоих.
Затрачивая на анализ ситуации и тщательную подготовку к переговорам силы и время мы получаем ряд преимуществ – уверенность в себе, самообладание, мгновенная реакция, умение схватывать мысль на лету, парировать любой вопрос, реагировать на каждое встречное предложение.
Умение мгновенно реагировать – это механизм включающий в себя способность
отделить второстепенное от важного и увидеть проблему в целом.
Приобретению этого механизма способствует – рост самосознания, сведение воедино всех навыков и умений. Принято считать, что фундамент, на котором возводиться здание механизма быстрого реагирования, у каждого человека будет разным, а вот навыки у всех людей практически одинаковы и главные из них приведены в таблице №1.
Таблица №1. Основные принципы и базовые навыки успешных переговоров.
Обычно процесс переговоров включает следующие этапы:
· анализ потребностей (собственных и противоположной стороны)
· выбор стиля переговоров
· контроль психологического климата переговоров.
· определение тактики ведения переговоров.
· управление развитием ведения переговоров.
· оценка результатов и последствий переговоров
1.
Анализ потребностей. Обе стороны переговоров имеют определенные потребности и, вступая в переговоры, рассчитывают на их удовлетворение. Чем больше вы знаете о потребностях партнера, ровно как и о своих собственных, тем больше у вас вероятность достичь позитивных результатов. Нежелание понимать интересы другой стороны является основной причиной провала и безрезультатности многих переговоров. Потребности другой стороны многогранны и могут меняться в зависимости от того, как складывается ситуация. Именно поэтому имеет смысл классифицировать эти потребности по ряду признаков. Один из них - участники переговоров. Переговоры могут вестись на межличностном уровне (между индивидами) и между группами людей (например, переговоры между организациями). Таким образом, в процессе переговоров приходится имеет дело с удовлетворением двух групп потребностей: групповых и индивидуальных. Квалифицированный участник переговоров принимает во внимание обе группы этих потребностей, что помогает ему выбрать наиболее удачный стиль ведения переговоров и добиться позитивных результатов.