Управление стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:47, дипломная работа

Краткое описание

Эффективное функционирование организации, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг зависит от результативной слаженной деятельности каждого из бизнес-секторов: производства, финансов, материально-технического обеспечении, маркетинга и персонала.
Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к отношениям деловым важны различные аспекты. Одним из основных аспектов является стресс, испытываемый на рабочем месте.

Файлы: 1 файл

Управление стрессом.docx

— 138.32 Кб (Скачать)

2.1 отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2.2 наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

Причины связанного с работой  стресса исследуются уже немалое  время, и перечень потенциальных  факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место  во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также  массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией  трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

    1. неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
    2. невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
    3. характер выполняемой работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
    4. ролевая двусмысленность и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
    5. специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
    6. стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
    7. давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия  являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс. Реакции на эти  стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Далее необходимо сказать  о внешних признаках стресса  в организационном поведении и о психических состояниях, которые под воздействием стрессоров проявляются в различных эмоциональных формах.

Условно различают три  группы симптомов (внешних признаков) стресса7:

1. Физиологические – негативные  воздействия на все жизненно  важные функции и здоровье  человека (неврологические, эндокринные  расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.)

2. Психологические – отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность и др.)

3. Поведенческие – негативные  изменения в поведении человека (снижение производительности труда,  нарушение дисциплины, конфликтность,  антисоциальное поведение, злоупотребление алкоголем и др.)

Психологическая реакция  — это мысли и чувства, связанные  или не связанные с работой. Как  правило, к негативным психологическим  реакциям организма относят раздражительность, импульсивное поведение, нарушения  памяти и концентрации внимания, истерики, потерю аппетита, ночные кошмары, панику, пониженный интерес к контактам.

Депрессия. Это психологическое  расстройство, протекающее с упадком  настроения, потерей интереса к деятельности, снижением рабочей способности, потерей деловых качеств и  другими нежелательными явлениями. К основным признакам депрессий  относятся проявления эмоционального характера, физиологического, поведенческого и мыслительного. На эмоциональном уровне проявления могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто возникают чувства тоски, угнетения, тревоги, раздражительности, чувство вины, неуверенность в себе, понижение самооценки, появление ангедонии (неспособности переживать радость), снижение интереса к деятельности и окружению. На физиологическом уровне могут возникать проблемы со сном, изменения аппетита, снижение энергии и повышенная утомляемость. В состоянии депрессии человеку присущи затруднения в принятии решений, проблемы со сосредоточением внимания, чрезмерный пессимизм, замедленность мышления – это поведенческие и мыслительные проявления. Все перечисленные признаки сохраняются довольно продолжительное время при наличии депрессии. Как правило, не менее 1 недели.

Неорганизованность. Как  правило, неорганизованность является следствием депрессии. Однако, может возникать и как отдельный признак из-за утомительного влияния стрессовых факторов на более короткий промежуток времени, чем во время протекания депрессии. Подобное состояние сводит к минимуму способность концентрировать внимание на каком-либо объекте или теме. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений. Часто это сопровождается безразличием к деятельности и нежеланием в ней участвовать.

Потеря деловых качеств. Это проявляется в трудностях с принятием решения и выполнением  задуманного, отсутствием желания  к деловому контакту и общению. Стресс обычно предполагает пассивность, нежелание  брать на себя какую-либо ответственность. Такое влияние стресса недопустимо  для руководителя в процессе управленческой деятельности, так как решения, принятые в таком состоянии могут не отвечать поставленным целям, соблюдаемым  принципам и ценностям.

Поведенческие реакции на стресс, как можно наблюдать, у всех людей различны и индивидуальны. «Они зависят от множества таких факторов, как привычки, темперамент, восприятие и другие. Многие из них являются следствием психологических переживаний стресса. «Обычно организационный стресс способствует увеличению количества невыходов на работу по различным причинам. Если это происходит вследствие болезни или травмы, то человек восстанавливается на протяжении долгого периода времени8».

Для организационного стресса  на предприятии характерны производственные трудности и низкое качество управления, а также невовлеченность в работу. Подобная реакция работника на стрессовые факторы может происходить из-за его депрессивного состояния или эмоционального выгорания. «Для ряда так называемых коммуникативных профессий, в том числе и для менеджеров, характерно проявления синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, который может развиться в результате длительного действия факторов, вызывающих стресс. Профессиональное выгорание возникает на фоне хронического стресса, истощения эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Этому способствует накопление отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них9». Если рабочий коллектив или отдельные его участники находятся в состоянии упадка продолжительное время, то это наверняка является следствием влияния какого-либо стрессовых факторов. Невовлеченность в работу может присутствовать не только из-за влияний депрессивного характера. Причиной может быть также и неудовлетворенность коллектива организацией, которая ведет к нежеланию работать, незаинтересованности и отсутствия мотивации. Внешне это может быть заметно по поведению сотрудников на рабочих местах и характеру их формального и неформального общения. Сотрудники, как правило, работают без энтузиазма и желания, из отношения в коллективе носят напряженный характер.

Следует заметить, что невовлеченность может являться лишь одним из индикаторов организационного стресса. Но её наличие не всегда означает присутствие влияния организационного стресса. Особенно, если она наблюдается у отдельного сотрудника на индивидуальном уровне, она может быть следствием временного плохого самочувствия, проблем в личной жизни и других подобных причин.

Одна из функций руководителя – вести наблюдение за поведением и состоянием коллектива. В ходе наблюдения следует выявлять признаки наличия стресса, подобные тем, что  описаны в данном разделе. После  выявления можно сделать вывод  о наличии стресса в коллективе и принять меры по его предотвращению, используя методы и стратегии, описанные  в следующем разделе.

Для снижения негативного  влияния психических состояний  на организационное поведение персонала  менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

    1. Методы управления стрессом в организации

Для того, чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой. Они имеют название гигиенических факторов и мотиваторов.

К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия  труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные  отношения с начальниками, коллегами  и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности.

Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

Как мы уже выяснили, нечеткая постановка цели и неопределенность являются одним из основных источников стресса. Поэтому следует определять цели максимально точно. Для такой  постановки часто успешно используется методика SMART.

Цели, поставленные по этой технике хорошо определены, понятны сотрудникам, имеют хорошо видимую структуру цели. Субъектам цели понятно, когда она будет достигнута. Цель согласована с касающимися её сторонами. Ход её выполнения согласован с сотрудниками. Цели по SMART должны быть реалистичны, то есть их достижение находится в рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. В тоже время достижение цели ограничена во времени таким образом, чтобы его было достаточно, но не избыточно. Таким образом будет поддерживать умеренный темп работы без появления стресса как от нехватки времени, так и от его избытка.

К стрессовым факторам относятся  случаи, когда работник не знает, что  от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса  из-за подобных влияний можно групповым  принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в  обсуждении и решении стоящих  перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень  своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении.

Как известно, физиологически тяжелый образ жизни на работе неизбежно ведет к стрессу. Поэтому, можно сделать вывод, что желательно организовывать на предприятии программы  по оздоровлению сотрудников.

Предполагается, что для  того, чтобы более эффективно отслеживать  источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии  обратную связь между руководителем  и рабочим коллективом. Таким  образом, руководитель будет оценивать  работу, консультировать и высказывать  пожелания касательно выполняемых  задач. А коллектив сможет высказывать  своё мнение начальнику как о своих  идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают.

Организация обратной связи  может быть выражена на предприятии  в разных формах, в зависимости  от характера и предпочтений персонала  и характера организации.

К основным методам управления стрессом можно отнести: коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства. Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг, то есть личное сопровождение, наставничество, индивидуальное тренерство. Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги. Это  наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Что­бы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга10.

Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, - заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров11.

Информация о работе Управление стрессом