Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения ;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Введение…….…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками............................
1.1.Сущность, содержание и .............................................................................
1.2.Приемы и методы управления рисками....................................................
1.3.Процесс управления рисками на предприятии.......................................
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон».)………………………………………………………………..
2.1.Общая характеристика предприятия........................................................
2.2.Анализ деловой среды и рынка предприятия.........................................
2.3.Анализ предпринимательских рисков в Компании «Мегафон»..........
2.4.Правовое обеспечение проекта.................................................................
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.............................................................................
3.1. Пути минимизации рисков предприятия на рынке...............................
3.2. Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками......................
3.3.Экономическое обоснование предложенных мероприятий................
3.4. Компьютерное обеспечение проекта.....................................................
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы........................................................
Приложения
В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.
Основными конкурентами Общества являются ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и некоторые региональные операторы.
Риск снижение объема реализации в результате падения спроса иди потребности на бренд (риск невостребованности). Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым.В данном случае в деятельности компании присутствует риск реализующей продукцию.На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.
Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.
Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
В особую группу можно выделить имущественные риски - вероятность повреждения, уничтожения, потери как основных, так и оборотных средств принадлежащих предприятию, вследствие чего предприятие несет материальные и денежные потери, а также возникает потребность в восстановлении или приобретении нового имущества. Основными причинами возникновения имущественного риска являются:
- риск, связанный с потерей имущества в результате стихийных бедствий (пожары и т.п.);
- риск, связанный с потерей имущества в результате кражи (хищения имущества третьими лицами);
- повреждение или уничтожение имущества в результате аварии отопительной, электрической, канализационной сетей;
- утрата или уничтожение имущества во время рабочего процесса в компании основана на договорах, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров можно выделить в отдельную группу.
Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров.
Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.
Наиболее часто перед Компанией стоит риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами, что выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны входить в подобные договорные отношения или не в состоянии выполнить свои обязательства из-за тяжелого финансового положения.
Неплатежеспособность покупателя выявляется в процессе выполнения Компании «Мегафон» своих обязательств по предоставлению связи или после оказания услуг, т.е. когда Компания понесла определенные убытки по неоплате абонентом предоставленной ему услуги связи. Несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зарплату на предприятии.
Существует и риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, т.е корпоративных клиентов. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по их вине, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами.
Риски возникновения непредвиденных расходов возникают в случае увеличения рыночных цен на ресурсы (услуги), которые приобретает в процессе производственной деятельности, выше запланированного уровня. К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у поставщиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры. предусматривающие возможности для пересмотра цен; уменьшение количества поставщиков.
Так как производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно связана с компьютеризацией и автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.
Также в деятельности Компании «Мегафон» присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий). Хочу заметить, что когда говорят о риске природных бедствий, то чаще всего говорят о наводнениях,. бурях и подобных стихийных бедствиях. Но, например, к рискам форсмажорных обстоятельств можно отнести сильную жару. Это приводит к массе малоприятных последствии. Возникают проблемы с кондиционированием, системами питания и т.п. Подобных обстоятельств обычно никто не предвидит.
Риски, которые существуют в компании
Отраслевые риски
Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли Эмитента на его деятельность и исполнение обязательств по ценным бумагам.
В последние несколько лет отрасль сотовой связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2006 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи». На 30.09.2006 г. уровень проникновения достиг 101%, при этом 99 процентов всех абонентов пользовались связью стандарта GSM.
Надо отметить, что влияние этого фактора на деятельность Эмитента снижается за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка, кроме того, в настоящее время ОАО «МегаФон» - «федеральный» оператор сотовой связи, обладающий лицензиями на предоставление услуг связи в стандарте GSM на всей территории России. На 30.09.2006 года абонентская база абонентов ОАО «МегаФон» составила 28 187 580 (включая Таджикистан).
Предполагаемые действия Эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.
Построение телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон» подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, помимо способности Эмитента обеспечить поставки оборудования на коммерчески привлекательных условиях относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.
Предполагаемые действия Эмитента, чтобы исключить эти риски: дальнейшее развитие системы логистики, усиление контроля за четким соответствием всем правилам, нормам и стандартам, регулирующим применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов.
Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры Эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США - валютам, в которых в основном производятся расчеты с поставщиками оборудования и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на финансовые показатели Эмитента, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли. В то же время на исполнение обязательств по размещаемым облигациям указанные риски не окажут существенного влияния.
Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги Эмитента (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости снижения тарифов на услуги Эмитента с целью обеспечения конкурентноспособности услуг Эмитента на рынке, Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса, но не до такой степени, чтобы это оказало негативное влияние на исполнение обязательств Эмитента по размещаемым ценным бумагам.
Будущая выручка от наших абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. Основную часть выручки мы получаем от контрактных абонентов и от абонентов тарифных планов "препейд". По тарифным планам "препейд'' ОАО «МегаФон» не заключает с абонентами долгосрочные договоры на обслуживание. Поэтому нельзя быть уверенными, что данные абоненты будут продолжать пользоваться услугами Эмитента в будущем. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. Поток абонентов составлял 45%, 36%, 30.8%, 22.0%) и 5.7% в 2005, 2004, 2003, 2002 и 2001 годах соответственно, и по итогам трех кварталов 2006 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов в течение этих периодов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон». тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Потеря большого числа абонентов, чем ожидалось, может привести к потере существенной части ожидаемой выручки.Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности. - Финансовые риски
Высокая инфляция отражается на курсе рубля по отношению к доллару и Евро и может привести к увеличению ряда расходов Компании, выраженных в долларах и Евро. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.
С целью минимизации данного риска ОАО «МегаФон» в большинстве случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США. В связи с этим критическим уровнем инфляции для ОАО «МегаФон» будет такой уровень (18% по оценкам коммерческого департамента ОАО «МегаФон»), который будет способствовать увеличению тарифов и, тем самым, серьезно снизит привлекательность услуг ОАО «МегаФон». В этом случае ОАО «МегаФон» планирует ряд мероприятий по сокращению своих внутренних издержек.
В целом, поскольку большая часть расходов ОАО «МегаФон» номинирована в валюте, а доходы привязаны к валютному курсу, вероятность возникновения существенных финансовых рисков (которые бы сильно повлияли на изменение выручки, расходов и прибыли) невелика.
Риски, связанные с изменением процентных ставок
Телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких отраслей народного хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.
Если Компания не сможет получить достаточных средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена существенно сократить расходы на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.
В тоже время увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы. Хеджирование рисков ОАО «МегаФон» не производится.