Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения ;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Введение…….…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками............................
1.1.Сущность, содержание и .............................................................................
1.2.Приемы и методы управления рисками....................................................
1.3.Процесс управления рисками на предприятии.......................................
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон».)………………………………………………………………..
2.1.Общая характеристика предприятия........................................................
2.2.Анализ деловой среды и рынка предприятия.........................................
2.3.Анализ предпринимательских рисков в Компании «Мегафон»..........
2.4.Правовое обеспечение проекта.................................................................
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.............................................................................
3.1. Пути минимизации рисков предприятия на рынке...............................
3.2. Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками......................
3.3.Экономическое обоснование предложенных мероприятий................
3.4. Компьютерное обеспечение проекта.....................................................
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы........................................................
Приложения
Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение риска. решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.
В таблицах 1.1 и 1.2. представлены способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.
Таблица 1. 1 Различные виды риска, не связанные со страхованием
Вид риска | Способ уменьшения негативных последствий |
Коммерческий риск | Правильное определение допустимого уровня соотношения финансовых коэффициентов. Правильный выбор способов повышения прогнозируемой рентабельности инвестиций в данный проект |
Риск неоптимального распределения ресурсов | Четкое и правильное определение приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия. Правильные и четкие маркетинговые исследования для определения точного количества производимых продуктов.
|
Экономические колебания и изменения вкуса клиентов | Эффективное прогнозирование и планирование |
Действия конкурентов | Активная деятельность по изучению и предвидению возможных действий конкурентов и их учет в маркетинговой и производственной деятельности |
Недовольство работников, что может привести к их уходу или забастовкам | Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих, учет их требований и просьб, проблемы мотиваций, создание благоприятной психологической обстановки и т. д. |
Финансовый риск, связанный с пассивностью капиталов, с одновременным размещением больших средств | Правильное управление финансами, свое- [ временное размещение пассивных средств в приносящие прибыли проекты или предоставление выгодных кредитов. Главное, чтобы капитал не лежал «мертвым, грузом);. а работал. Передача части риска –другим фирмам путем их подключения к участию в финансировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала
|
Таблица 1.2
Различные виды риска, которые целесообразно страховать с помощью страховых компаний
Вид риска | Способ уменьшения негативных последствий |
Пожар и другое стихийные бедствия | Страхование сумм вероятных убытков |
Автомобильные аварии | Страхование автомобиля |
Риск уничтожения или порчи груза при транспортировке | Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки) |
Риск от небрежности работников фирмы | Страхование стоимости возможных убытков от небрежно сти работников |
Риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме | Приобретение в страховой компании бондов «честности» |
Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта | Приобретение бондов «гарантии» |
Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины) | Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса |
Риск от возможной смерти или заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы | Страхование на сумму возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период |
Риск в связи с возможным заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником. | Страхование в страховых компаниях |
Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.
Таблица 1.3.
Схема для выбора средств предлагаемых для снижения риска
Возмоые поте-ри | Вероятность возникновения кризисной ситуации | ||
Прибыли, ресурсов | высокая | средняя | низкая |
1. Сравнимы с суммой активов проекта | отвергнуть проект | отвергнуть проект | анализ путей снижения риска |
2. Не превышает суммы расчетной выручки | превентивные меры | страхование риска | страхование риска |
З.Не превышает суммы расчетной прибыли | превентивные меры | применение политики резервирования, самострахования |
Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.
1.3 Процесс управления рисками на предприятии
Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:
- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
- управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
- при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
- управление рисками должно носить системный характер;
- управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.
Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.
Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:
1. Постановка целей управления рисками;
2. Анализ риска;
3.Качественный анализ
4.Количественный анализ;
5.Выбор методов воздействия на риск;
6.Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.[27]
Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.
На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.
На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.
На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.
Рис. 2. Процесс управления рисками
Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.
Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
- определение потенциальных зон риска;
-выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
Прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствии проявления выявленных рисков.
Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:
1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
2. Методы сбора новой информации;
3. Методы моделирования деятельности организации;
4. Эвристические методы качественного анализа;
Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.
На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.
Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:
- для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;