Управление рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения ;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;

Оглавление

Введение…….…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками............................
1.1.Сущность, содержание и .............................................................................
1.2.Приемы и методы управления рисками....................................................
1.3.Процесс управления рисками на предприятии.......................................
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон».)………………………………………………………………..
2.1.Общая характеристика предприятия........................................................
2.2.Анализ деловой среды и рынка предприятия.........................................
2.3.Анализ предпринимательских рисков в Компании «Мегафон»..........
2.4.Правовое обеспечение проекта.................................................................
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.............................................................................
3.1. Пути минимизации рисков предприятия на рынке...............................
3.2. Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками......................
3.3.Экономическое обоснование предложенных мероприятий................
3.4. Компьютерное обеспечение проекта.....................................................
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы........................................................
Приложения

Файлы: 1 файл

Управление рисками.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

Все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные.

Для риск-менеджмента на уровне фирмы интерес представляют спе­кулятивные экономические риски — те риски, положительный и отри­цательный результат которых может быть измерен в денежном выражении.

С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций.

Процедуры управления рисками.

К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:

-  принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);

-  отказ от рисков;

-  передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной. Для осто­рожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

-Отказ от рисков

-передача рисков другим субъектам.

Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск  банкротства,  потери  планируемого дохода или прибыли.

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно пред­почтение следующих процедур:

-принятие рисков на себя;

-              передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:

-  отказ от рисков;

-  принятие рисков на себя;

-  передача рисков другим субъектам

-  Приступим к рассмотрению второго этапа разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) - основного этапа. Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с кото­рыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ.

Вторым  шагом  разработки  программы  должен  быть   этап  отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана.

Таким образом, рассмотрим следующие аспекты реализации основной ста­дии разработки ПЦМ: предварительный отбор рисков, отбор превентивных ме­роприятий и формирование плана превентивных мероприятий, анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий, окончательное форми­рование программы управления рисками и оценка эффективности программы управления рисками.

Предварительный отбор рисков.

До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, антирисковый менеджер уже может провести некоторый предва­рительный анализ рисков, имеющихся в фирме.

К таким ме­тодам могут быть отнесены, например, методы факторного анализа, методы принятия решений в условиях неопределенности, оптимизационные методы, методы временных рядов, имитационные модели и другие.

Риски, отобранные менеджером на этом этапе, будут участвовать далее в разработке ПЦМ..

Составление плана проведения превентивных мероприятий является следующим этапом реализации основной процедуры разработки ПЦМ,

При составлении такого плана менеджер должен учитывать некоторые ог­раничения. Прежде всего следует учитывать финансовые возможности фирмы по проведению превентивных мероприятий — здесь ограничения могут быть даны как по отдельному i-му мероприятию Oi, так и по всей группе мероприя­тий EiOi. Например, фирма может выделить на проведение всех превентивных мероприятий лишь некоторую сумму средств О. Эта сумма и будет ограниче­нием общего размера расходов на внедрение превентивных мероприятий.

Следующим ограничением на внедрение того или иного превентивного мероприятия должна стать экономическая целесообразность его проведения. Под ней понимается ситуация, при которой расходы на внедрение превентив­ного мероприятия не превышают экономии по убыткам, полученной в резуль­тате его внедрения.

3пмi<Эпмi              (3.0)

где Зпмi —затраты на проведение i-ro превентивного мероприятия;

Эпмi —экономия по убыткам, обусловленная внедрением i-ro превентив­ного мероприятия.

До тех пор пока имеет место данная ситуация, внедрение i-ro мероприятия является экономически оправданным.

Анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий.

Фактически программа целевых мероприятий по управлению рисками (ПЦМ) сформировалась в результате реализации следующих основных процедур:

-  предварительный отбор рисков, остающихся на уровне фирмы, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими;

-  формирование плана превентивных мероприятий;

-  выбор методов управления рисками.

В итоге в ПЦМ вошли следующие риски:

-  те, которые попали под действие плана превентивных мероприятий;

-  те, которые не попали под действие плана превентивных мероприятий.

И для тех и для других рисков менеджер может определить конкретные методы управления ими.

Результатом этапа окончательного формирования программы целевых ме­роприятий по управлению рисками является разработанная программа управ­ления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязатель­ный блок программы.

Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприя­тий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, пе­речень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий, кон­кретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения' следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер. однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с вероятного и ожи­даемого убытков.

3.3.Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основан­ном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений макси­мально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффи­циента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.

Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных ви­дов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ,              (3.1)

КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ,              (3.2)

КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ,              (3.3)

где НВеУ, МВоУ и ОУ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток;

ФВ - финансовые возможности фирмы по покрытию убытков.

Например если:

НВеУ=11,53тыс.руб.

МВоУ= 16тыс.руб.

ОУ= 6тыс.руб.

ФВ= 92тыс.руб.

КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53%             

КМВоУ = (16*92)/92= 16%             

КОУ = (6*92)/92=6%             

 

Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных ви­дов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,              (3.4)

К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,              (3.5)

К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,              (3.6)

где НВеУПЦМ; МВоУПЦМ  и ОУПЦМ - соответственно наиболее вероят­ный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ - расходы по разработке и внедрению ПЦМ. Заметим, что в числителе формул (34), (35) и (36) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению.

пример:

НВеУПЦМ = 11,53тыс.руб.

МВоУПЦМ = 16тыс.руб.

ОУПЦМ = 6тыс.руб.

РПЦМ= 3.4тыс.руб.

ФВ = 92тыс.руб.

То исходя из формул:

К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/923,525%

К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%

К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%

Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означа­ет, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию со­ответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том;. что фирма испытывает трудности по его покрытию.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициен­ты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии

ЗАО « Мобиком Центр» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, от­каз от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Приме­нение методов диссипации характерно тем, что данное предприятие распреде­ляет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересо­ванными в успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения» , от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как само­страхование. На предприятии создан резервный фонд, он формируется за счет от­числений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты на­логов к других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков на предприятии является страхование. Компания «Мегафон» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование -отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных методов в Компании используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической и норма­тивно-правовой среды.

Анализируя используемую в данной организации систему управления риска­ми в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так как предприятие полностью незащищено от таких видов рис­ков как имущественные риски (в наличии предприятия имеется всего пят:, страховых полюсов, в основном ссылающихся на негативное воздействие 3-х лиц и форс-мажорных обстоятельств), инфляционные риски, риски; изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров. возникновения дебиторской  задолженности,  возникновения  непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страхо­вой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабиль­ность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков. Основным моментом является отсутствие системы наблюдения, прогнозирования и управления рисками.

Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. В Компании недостает чувства того, что работа представ­ляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспо­собности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Например: профессиональная работа не стоит слишком высоко в иерархии ценностей среди трудоспособного населения, а финансовые стимулы не явля­ются достаточно действенным средством мотивации производительности тру­да.

Нежелание работать в сфере обслуживания может оказаться фатальным для развития Компании ОАО «Мегафон», особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей фирмы, т.е. работа с абонента­ми. Прежде надо понять, что работа в сфере обслуживания не означает уни­жения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для кон­курентоспособности Компании, в которой абонент хочет и должен быть глав­ным действующим лицом.

Уровень претензий. Общество привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся, т. е. пользование бо­лее современными видами техники сотовой связи. Такая позиция лишает об­щество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность Компании. Это делает неуправляемыми бюджет фирмы, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных то­варов на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собствен­ных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. нега­тивно влияют на экономику.

Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают желание рабочей силы учиться, работать и по­вышать свою квалификацию, постигать опыт других Компаний.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там. где при­сутствует дух соревнования. Корпоративность Компании ОАО «Мегафон яви­лась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым б значительной мере были достигнуты успехи в прошлом

Все эти критерии позволяют обеспечить и повысить конкурентно способность Компании ОАО « Мегафон».

Услуги предоставляемые Компанией ОАО «Мегафон» для повышения стабильности и спроса на рынке сотовой связи,

Пакет услуг обязательно включает в себя базовые услуги: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка в SMS, ожида­ние/удержание вызова, определение номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных. Также, каждый регион представляет свой пакет дополнительных услуг, кото­рый состоит из SMS-услуг, услуг мультимедиа, SIM-меню, WAP и передачи данных (GPRS), мобильного позиционирования, SMS-игр, Java-игр, админист­ративных услуг, информационных услуг, развлекательных голосовых услуг.В настоящий момент проект "Единая карта оплаты ОАО 'Мегафон'" запущен в коммерческую эксплуатацию на территории обслуживания регио­нальных операторов: Мегафон-Москва, Мегафон-северо-запад, Мегафон-центр, Мегафон-Кавказ, Мегафон-Поволжье, Мегафон-Урал, Мегафон-Сибирь и МегаФон-Дальний Восток.

Информация о работе Управление рисками