Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы является область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.

Файлы: 1 файл

упр.перс..docx

— 108.36 Кб (Скачать)

Эти же сотрудники кадровой службы занимаются вопросами информационного обеспечения всей системы управления кадров: найм, увольнение, общее количество работников, перемещение, обучение, повышение квалификации, отпуска, болезни, прогулы и опоздания, прочие нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка, поощрение лучших сотрудников, уход на пенсию и т.д. 

Во вторую группу работ включаются все виды деятельности кадровых служб по обеспечению нормальных условий труда для работников всех подразделений. Сюда входят вопросы психофизиологии труда, т.е. подбор работ с учетом характеров и темпераментов работников, их личных склонностей, с учетом их профессиональной подготовки, знаний и опыта. Это же подразделение занимается вопросами эргономики труда, удобства и комфорта на рабочем месте, разработкой рационального размещения оборудования, инструментов, приспособлений, которое обеспечивает максимальную безопасность труда и минимальные усилия работников при выполнении трудовых приемов.

Техническая эстетика - тоже важный вид работы кадровой службы: красивое оформление рабочих мест (даже цветы и фотографии, амулеты и брелоки, чтобы только не мешали работе), окраска помещения и оборудования в приятные успокаивающие (но не усыпляющие) или, наоборот, в бодрящие цвета, красивая мебель и оборудование, их рациональное и эстетическое расположение в рабочем помещении, и множество других вопросов подобного рода.

В эту же группу проблем входят вопросы труда и техники безопасности, которые решаются в комплексе с эргономикой и технической эстетикой. И, наконец, вопросы охраны окружающей среды и, в первую очередь, воздействие техники, технологии и общих условий труда на здоровье и жизнь работников фирмы. 

Очень важным направлением кадровой работы является регулирование трудовых отношений. В этот комплекс работ входят социально-психологическая диагностика работников, групп и коллектива в целом, выявление и урегулирование производственных, конфликтов и стрессов, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, разработка и контроль за соблюдением этических норм, взаимоотношений. И эта же кадровая группа занимается вопросами взаимодействия с профсоюзами. 

Развитие социальной инфраструктуры, в принципе, тоже работа кадровых служб. Кто лучше кадровиков может знать, какие проблемы волнуют работников фирмы. А проблем данного рода много - начиная с проблем организации системы общественного питания в организации и кончая вопросами охраны здоровья, организации отдыха, работы детских учреждений. Конечно, можно не волноваться о том, где и как сможет пообедать работник фирмы, если она расположена в деловом районе крупного города и рядом находится целая сеть всевозможных закусочных, баров, кафе и ресторанов, в которых можно не только пообедать в зале, но и заказать обед в офис. Гораздо больше проблем с организацией общественного питания в организации (на заводе, фабрике), расположенной в удаленном районе, небольшом городке, или в том случае, когда на заводе (в организации) занято очень много работников, для которых довольно трудно разработать график обеденных перерывов и, главное, обеспечить комфортные условия приема пищи.

Это же подразделение кадровой службы занимается проблемами:

  • жилищно-бытового обслуживания, если в этом есть необходимость;

  • вопросами развития культуры, спорта, физического воспитания;

  • управлением социальными конфликтами и стрессами. 

И, наконец, в функции кадровых служб на этом уровне входят вопросы разработки, формирования и совершенствования оргструктуры управления. Регулярно проводится анализ сложившейся организационной структуры, выявляются достоинства, недостатки, параллелизм, дублирование, узкие места.  
На основе данных такого анализа вносятся изменения в организационную структуру управления и в штатные расписания отделов и служб.  
В подсистему планирования и прогнозирования кадровой политики фирмы входят, в основном, службы (группы, люди), которые занимаются вопросами стратегии и тактики управления кадрами. 

И, в первую очередь, сюда входит группа планирования, прогнозирования и маркетинга персонала. Эта группа занимается маркетинговыми исследованиями рынка труда: существующий спрос и предложения рабочей силы, потенциально возможные изменения в спросе и предложении трудовых ресурсов под влиянием научно-технического прогресса, новой техники и технологии, с учетом принципиального изменения вида, характера и качества выпускаемой продукции. 

Далее проводится анализ существующего кадрового потенциала, и вырабатываются предложения по изменению функциональной, квалификационной и профессиональной структуры кадров с учетом выводов и предложений, сделанных на основе маркетинговых исследований, особенно в направлении потенциального изменения спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Если маркетинговые исследования показывают, что профессиональный и квалификационный состав даже потенциального рынка труда, с учетом будущих выпускников профессионально-технических училищ, колледжей, университетов, значительно отстает от темпов научно-технического прогресса, от степени обновления техники, технологии и выпускаемой продукции, фирма разрабатывает стратегию управления персоналом, в том числе, планирует систему обучения и профессиональной переподготовки кадров с учетом требований новых условий и содержания труда. 

Далее вступает в работу группа, которая занимается развитием кадрового потенциала фирмы. Она занимается вопросами технического и экономического обучения персонала, переподготовкой и повышением квалификации работников, занимается проблемами кадрового резерва, поддерживает контакты с внешними источниками, пополняющими организацию профессиональными кадрами - учебными профессиональными заведениями, биржами труда, фирмами, занимающимися выявлением и подготовкой талантливых руководителей и специалистов высшего ранга. 

 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

3.1 Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивации сотрудников

При разработке рекомендаций по совершенствованию  управления персоналом обязательно  нужно помнить, что коллектив  предприятия - это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить  позитивные изменения необходимо комплексно.

Если руководитель готовит своего потенциального помощника или заместителя, то для создания здоровой конкуренции  можно выбрать несколько человек. Но при этом не должно быть фаворитов. Для проверки способностей каждого, следует уехать, оставив их, по очереди на посту руководителя, дав слово по возвращении поддержать и одобрить все, чтобы они не сделали. При этом возвращаться лучше всего внезапно.

В организации должна быть гибкая система отпусков для всего персонала, а не только для руководителя. При  добросовестном и преданном отношении  к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться надолго. Обязательно  надо делать исключения для отпусков по уважительным причинам.

Желательно ликвидировать совместительство, если это причиняет вред фирме. Причина  неудовлетворительных результатов  работы некоторых специалистов может  заключаться только в неудобном  режиме работы или низкой зарплате, а не в отсутствии у них квалификации.

В отношении привилегий целесообразно  следовать ориентации на всех работников организации: сокращении специального дорого канцелярского оборудования для начальства; запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех мест, где не требуется умственных усилий; снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон; честность  в любых отношениях, отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри фирмы между начальником и  подчиненным (во избежание несправедливости к хорошим, но не симпатичным руководителю работникам); отказ от постоянного  привлечения новых сотрудников; отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное  общение в организации.

Создание и поддержание в  оптимальном состоянии системы  обратной связи в коллективе позволит преодолеть любые негативные моменты  в жизнедеятельности фирмы через  информацию от сотрудников.

Изучение практической деятельности малых предприятий позволяет  нам выделить общие характеристики эффективной системы стимулирования труда и участия в прибылях:

  • непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника;
  • заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
  • отсутствие верхнего предела для премий, основанных на участии в прибылях;
  • соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успехе фирмы и разумным жизненным расходам;
  • принцип материального стимулирования распространяется на всех работников фирм и носит постоянный характер;
  • не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы; лучше не премировать вообще никого;
  • плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и никаким образом; никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен;
  • в фирме не должно быть никаких секретных или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему.

Помимо премиальной системы  должна существовать система регулярного  пересмотра зарплат в два этапа: на первом - заплаты пересматривает коллектив, на втором - руководитель. При  желании последнего и с согласия коллектива этапы можно поменять местами.

Важно помнить, что в малых фирмах оплата труда руководителя не должна быть выше более чем в 2 раза оплаты труда ведущих специалистов, так  как объем управленческой работы не настолько велик, чтобы его  выражала столь большая денежная сумма.

Также не стоит назначать на более  высокую должность работников фирмы, имеющих большой потенциал, но низкие результаты труда: потенциал располагает  к лени и много шансов за то, что  работник провалит порученное дело. Если решено последовать правилу 50%, то из имеющихся кандидатур старайтесь выбрать  лидера (формального или неформального), так как именно ему обеспечена поддержка коллектива в случае провала.

Одной преданности организации  недостаточно для продолжительной  работы в ней. Материальные потребности  также обязательно должны быть удовлетворены, особенно когда они связаны с  такими потребностями, как потребность  в уважении и признании, которая  в наше время базируется на размере  оклада.

Обязательно должен существовать регулярный контроль результатов деятельности всех работников в любой форме, приемлемой и руководителем и подчиненными, с основной целью - предотвращением  ошибок или их исправлением на самой  ранней стадии возникновения.

Самые большие ошибки обычно совершаются  руководителем именно в той области, где он чувствует себя непревзойденным, так как не было провалов. Высокомерие  и самомнение в бизнесе - верный путь к разорению.

Формой вознаграждения, которой  пренебрегает абсолютное большинство  руководителей, является «спасибо». Необходимо об этом помнить.

Всегда надо стараться выполнять  свои обещания. При этом стоит оставить себе срок подумать и определенный запас сил и средств, а также  времени. Если руководитель заботится  о росте авторитета в коллективе, то должен выполнять свои обещания, раньше назначенного им времени. Его  обязательно будут ценить хотя бы за одно это качество. При общении  с другими можно считать, что  обязательность прямо зависит от занимаемого поста. Однако по данным социологических опросов 75% руководителей  совершенно необязательны.

Руководителю следует избегать оправданий сотрудников в случае ошибок и неудач. Им должна быть предложена помощь в процессе решения проблем, а не при исправлении сделанного. Это заставит подчиненных проявлять  самостоятельность и улучшит  качество работы.

Все ошибки, по мере возможности, должны признаваться, руководителем открыто  и спокойно. Он может выразить подчиненным  сочувствие и не наказывать за просчеты. Репутация непогрешимого опасна и для руководителя и для фирмы.

Деятельность неформальных лидеров  в коллективе должна ненавязчиво  направляться в русло достижения общих целей фирмы. Не стоит бояться  их активности и давать им большой  объем власти. Первоочередное внимание должно быть обращено на состояние  личной дисциплины каждого и коллектива в целом.

3.2 Технология управления персоналом

 

 Чтобы эффективно управлять, необходимо знать механизм функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих его" изменение, а также средства воздействия на эти факторы. Следовательно, можно говорить об определенном механизме функционирования системы управления персоналом об использовании различных инструментов воздействия на работника, т.е. об определенной технологии работы с кадрами. 
В самом общем виде технология представляет собой приемы, навыки или услуги, применяемые для того, чтобы произвести определенные изменения в каком-либо материале. Социолог Чарльз Перроу списывает технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис дает более широкое понятие технологии: "Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответственно технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материале, информации или людях".

Управленческие воздействия  на объект управления - персонал предприятия - могут быть направлены непосредственно на работника или на их совокупность как производственную ячейку, а также на факторы внутренней и внешней среды, в которой протекает процесс труда. В последнем случае можно говорить о косвенном воздействии на объект управления.

Различают несколько видов  технологий:

  • многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно;
  • посреднические - как оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач;
  • индивидуальные - с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику.

Примером реализации многозвенных технологий в управлении персоналом является принятие управленческих решений на каждом этапе трудовой жизни работника на предприятии (наем, подготовка, адаптация, непосредственная трудовая деятельность и т.д.) с присущими им спецификой, соответствующими задачами и методами управленческого воздействия. 
Посреднические технологии используются в ходе взаимодействия кадровой службы с руководителями структурных подразделений предприятия по вопросам реализации кадровой политики, подбора кадров, их оценки и т.д. 
Индивидуальные технологии в значительной мере ориентированы на управление поведением людей в ходе трудовой Деятельности и опираются на использование методов мотивации труда, социальной психологии и прежде всего методов регулирования межличностных отношений и т.д.

Информация о работе Управление персоналом